Скорость субури

Перевод-резюме статьи Ueda Fumio, Yoshida Yasumasa «Suburi Swing Speed Study»
(английская версия: http://www.miamivalleykendo.org/suburi.html).
Автор: Марат Ворожцов. Московский клуб кендо «Манэки — Нэко» kendo-club.ru

Уэда Фумио и Йошида Ясумаса провели исследование скорости синая при разных видах субури. Они рассмотрели два основных вопроса: до какого положения люди замахиваются, и в какое положение они опускают меч при ударе. Стоит отметить, что речь идет о разминочном упражнении, а не об ударе по человеку или макиваре, поэтому синай в финальном положении бьет по воздуху.

Уэда-сенсей и Йошида-сенсей (Keio Gijuku University, 7 дан кендо у обоих на момент опубликования статьи) заметили одну деталь: субури у студентов из разных регионов Японии отличались. Однако, всех студентов, которые обучались в университете, нужно было учить по одному методу, показывая им правильную технику. Встает вопрос: какое субури считать правильным? Это подтолкнуло сенсеев к исследованию скорости синая при:

  • разных углах замаха и
  • разных финальных положениях после удара.

Йошида-сенсей занялся изучением первой проблемы, а Уэда-сенсей – второй.

Основные моменты

На картинке сверху (рисунок 1) изображены четыре наиболее распространенных замаха при субури. Обозначим их цифрами от 1 до 4 слева направо.

рисунок №2
рисунок №2

Исследователи обратили внимание на следующие моменты:

  • если говорить студентам, чтобы они замахивались до 45 градусов (4 положение на рисунке 1), то они не смогут контролировать этот угол, так как синай находится за пределами их взгляда. Нужно ли акцентировать внимание на угле наклона?
  • первый способ замаха (синай касается ягодиц) применяется для обучения детей, так как им так проще контролировать замах по центральной линии. Хоть этот вид и используется в упражнении joge-buri, нет смысла делать его в обычных субури, если вы не ребенок.
  • опустить синай при ударе можно двумя способами (рисунок 2). Первый – акцент на положении рук: правая рука параллельна полу, т.е. кулак должен останавливаться на уровне плеча. Второй – акцент на положении синая: ударная часть должна останавливаться на уровне головы. Еще до начала исследования сенсеи отдают предпочтение второму способу, так как при параллельной полу правой руке кончик синая смотрит слишком высоко.

Движение при замахе

Йошида-сенсей взял пятерых людей с опытом кендо (с 3 по 7 дан) и столько же людей без опыта кендо. Он попросил их сделать все четыре вида замаха и проанализировал результаты с помощью «высокоскоростной» видеокамеры. Его целью было выявить, какой замах дает наибольшую скорость на финальной фазе удара (фаза 8 на рисунке 3).

рисунок №3
рисунок №3

Оказалось, что победителем является субури №3, при этом субури №4 – самое медленное. Но здесь возникает одна сложность: субури №3 предполагает горизонтальное положение синая, а люди с трудом могут контролировать угол наклона за пределами своего поля зрения. Когда испытуемым говорили делать замах №3, они фактически замахивались дальше, почти до положения №2. Ниже (рисунок 4) приведены графики «время-скорость» для разных замахов.

рисунок №4
рисунок №4

Как видно по картинке, субури №2 является самым быстрым. За ним следует №1, далее №3, а субури №4 самое медленное.

Движение при ударе

Испытуемые у Уэда-сенсея также состояли из пяти людей с опытом кендо и пяти людей без опыта. Их попросили сделать субури с двумя финальными положениями (рисунок 2).

  • положение №1 – правая рука параллельна полу, кулак на уровне плеча;
  • положение №2 – кончик синая на уровне макушки воображаемого оппонента.

В итоге, в положении №1 долго сохранялось напряжение в правой руке и в правой дельтовидной мышце. В положении №2 это напряжение быстро исчезало, поэтому нужно делать субури именно так. Это можно объяснить следующим образом: во время боя очень важно иметь возможность непрерывно наносить удары. Эта возможность появляется, когда происходит быстрый переход от напряжения во время удара к расслаблению после него. Если делать субури с положением №1, то фаза расслабления наступает относительно нескоро, а это неприемлемо.

Самое эффективное субури

Учитывая все вышесказанное, Уэда-сенсей и Йошида-сенсей рассказывают, как сделать правильное субури.

Во-первых, из камаэ вы должны поднять локти настолько высоко, насколько вам позволяет ваша физика. Угол наклона синая не важен, но важно другое: вы должны крепко держать синай. Если вы ослабите хватку левой руки, то получится неправильное движение. Нужно заметить, что субури №1 предполагает ослабление хватки, поэтому его применение является спорным.

Во-вторых, опустить синай вы должны до уровня своей головы, не уделяя много внимания положению рук. В движении должны участвовать сначала плечи, потом локти, далее кисти. Все движение должно быть похоже на удар плетью, а в конце обе руки должны быть вытянуты перед вами.

На этом все. Удачных тренировок и быстрых субури!