man

источник: http://www.kendoinfo.net/

Мне нравится кендо в Японии. Одной из причин служит то, что, обладая скромным ростом 1,73 метра или 5 футов 7 дюймов, я могу нанести мэн почти каждому, за исключением поколения, выросшего на еде из Макдоналдса. (Считается, что люди, которые постоянно питаются едой из Макдоналдса, обладают более высоким ростом. (прим. переводчика)

На родине, мне все чаще и чаще приходится выворачивать руки для удара котэ и до против кендока, которые выше меня на добрых 20 сантиметров. Нет ничего более обидного, чем услышать стук синая о мэнгане, когда ожидаешь услышать приятный звук шлепка в момент удара о верхушку мэн.

Разумеется, есть способы нанести правильный удар мэн высокому противнику. Я видел несколько примеров этого, продемонстрированных Саито-сенсеем из Сибая додзё в Токио. Саито-сенсей очень невысокого роста, не больше, чем метр тридцать. Когда он наносит мэн, все выглядит так, как будто он взлетает или поднимается на невидимом эскалаторе на высоту, с которой он может нанести эффективный удар. Затем следует мэн, и он спокойно приземляется. Это все может звучать несколько сверхъестественно, но действительность сводится к положению тела и технике удара.

Чиба сенсей постоянно говорит о необходимости наносить удар расслабленными руками и запястьями, не забывая делать теноучи по окончании, но не в момент удара или перед ним. Более того, теноучи должно выполняться мягко, двумя пальцами обоих рук, но не так как будто вы делаете скручивание в шибори ( Техника окрашивания ткани, в которой используется скручивающее движение (прим. переводчика)) или сворачиваете голову курице, как было принято несколько лет назад. Это позволит синаю остановится в положении под углом, когда вы не попадете по мэнбутон.
Даже в тот момент, когда вы тянитесь вперед, чтобы нанести мэн на межгалактической дистанции, левая рука не должна подниматься выше правой, иначе вы потеряете контроль над синаем. Пару раз я видел, как такое положение рук приводило к хансоку, из-за выпавшего из рук синая. Расслабленные руки и запястья, правильный хват и теноучи — залог успешного удара мэн любой высоты.

Разумеется, нет техники, которая бы работала на каждом. Очень тяжело выполнить ура-каэши-мэн или ура-сюриагэ-мэн с высоким противником, и наоборот, некоторые техники до трудно выполнить на том, кто ниже вас.

В сиай вы предоставлены самому себе, и потому имеет смысл выполнить наиболее эффективную ваза на оппоненте, но в кейко вы должны пытаться наносить мэн, независимо от того, с кем вы стоите. Это ключевой момент в кендо и я верю, что пока базовая техника и работа рук выполняются правильно, умение и возможность выбрать момент удара придут сами собой.