статья взята с сайта клуба «Сёгун»
прервод Владимира Карлова
Люди, только начинающие заниматься кэндо, часто спрашивают меня: «Почему Вы говорите мне наносить большие удары, а сами наносите маленькие». Недипломатичный ответ таков: «потому что я умею это делать, а Вы нет». Разумеется я отвечаю гораздо более вежливо и ободряюще, однако факт остается фактом – для успешного проведения малых техник необходимы хорошие ки-кен-тай-ити и теноути.
Ки-кен-тай-ити – неотъемлемая часть всего, что мы делаем в кэндо, о чем я писал в предыдущих заметках, однако теноути особенно актуально для эффективности малых техник. Я считаю, что в своем кэндо-арсенале необходимо иметь и большие и малые техники, и использовать их в зависимости от ситуации. Котэ — по определению малая техника, т.к. в этом случае дистанция короче, чем для мэна и для удара необходимо просто поднять меч над тюданом оппонента. Так что выбор между большими и малыми техниками относится в первую очередь к удару мэн.
Нуки-мэн – прекрасный образец большой техники. Необходимо поднять руки над кенсеном оппонента, чтобы избежать атаки. Большое фурикабури также может быть полезно для тобикоми-мэна – необходимо поднять руки над мэнганэ, направив кисаки назад под углом примерно 45 градусов. Эта техника эффективна против оппонентов с сильным камаэ, особенно если она проводится с сутэми.
Однако, о какой бы технике мы не говорили – большой или малой, ни одна из них не будет эффективна без правильного теноути и работы кистей. Если кисти гибкие (см. мой пост от июля прошлого года, посвященный тому, как держать синай), удар Мэн должен приходиться точно сверху. Если кисти зажаты либо из-за неверного камаэ, либо из-за слишком сильного удержания синая, удар придется под неправильным углом и либо попадет по мэнганэ, либо придется вскользь по боковой стороне мэна.
Тиба-сэнсей демонстрировал нам замечательный набор упражнений для преодоления этой проблемы. Прежде всего он объяснил, что для скорости и гибкости движение должно быть эллиптическим – руки должны двигаться над головой в начальной стадии удара. Он отметил, что заведение синая за спину при субури, как это изображено на рисунке выше, имеет две цели: разогревает мышцы и дает начинающим почувствовать центр. Удар мэн проводится не так. Он продемонстрировал, что удар должен проходить через подбородок и удержание правой рукой должно осуществляться сразу после момента нанесения удара, а не во время или до него. Кроме того, было подчеркнуто, что важно держать плечи, руки и запястья расслабленными.
На своем последнем семинаре в Великобритании Тиба-сэнсей подготовил аудиторию, рассказав, как он делал ежедневно по 4000 непрерывных субури, после чего попросил сделать всего 200, используя в качестве цели синай оппонента, удерживаемый над головой. Психология этого проста – с одной стороны облегчение, что необходимо делать только 200 субури, но, с другой стороны, поскольку это больше стандартных 20 или 30, люди старались с самого начала расслабиться , чтобы сил хватило на всю серию. Упражнения продолжились отработкой ряда больших и малых техник сикакэ- и одзи-вадза. В целом даже те, чье кэндо было очень зажатым смогли стать более гибкими и удачно проводили гораздо большее число техник.
Я считаю, что суть именно в этом. Если плечи, руки и особенно кисти расслабленны достаточно для правильного проведения больших техник, проводить малые техники будет так же просто. Задача лишь в том, чтобы выбрать технику, соответствующую ситуации. В принципе, при достаточной практике кихона этот выбор должен произойти сам собой, но это уже другая тема.
_____________________________________________________________
фурикабуру* — заносить оружие над головой яп.