Отношение к дзи-гейко. Часть 1
Сотаро Хонда
Университет Глоусестершира, Тренер Британской команды
Перевод Владимира Карлова
Введение
Дзи-гейко – основная часть кейко в кэндо. В дзи-гейко мы (кендоки) можем пробовать использовать вадза (техники) без ограничений. Также мы можем изучать и тренировать свои действия перед атакой (семе) или действия в ответ на семе (намерение атаковать) оппонента. Более того, в дзи-гейко мы можем понять какие вадза нам удаются, а какие нет и одно дзи-гейко может привести к последующим кихон-гейко и дзи-гейко, в которых мы сосредоточимся на том, что необходимо для совершенствования нашей техники. Также оно позволяет развивать навыки и дух, необходимые настоящиму кендоке.
Если мы неправильно подходим к дзи-гейко, сосредотачиваясь только на том, чтобы победить оппонента, мы не можем ожидать надлежащего развития своего кэндо в будущем. Поэтому приступать к дзи-гейко необходимо с правильным пониманием процесса.
Задача этой статьи (первой части) – рассмотреть вопрос о том, что должно представлять собой дзи-гейко и дать кендокам полезную информацию для будущих кейко. В начале рассматривается отношение между кихон-гейко, ката-гейко и дзи-гейко, затем – как должно проводиться дзи-гейко.
1. Отношение между кихон-гейко, ката-гейко и дзи-гейко.
Как и дзи-гейко кихон-гейко и ката-гейко являются основополагающими элементами кейко. В кихон-гейко одна и та же техника повторяется раз за разом в заданных условиях для того, чтобы мы могли совершенствовать технику удара с полным киаем и правильной стойкой (Ки-кен-тай но ити).
Ката-гейко уделяет большее внимание работе с мечом по сравнению с кихон-гейко (т.к. ката-гейко обычно проводится с боккеном). Также в ката-гейко мы учимся правильно дышать (дыхание животом).
Кихон-гейко, ката-гейко и дзи-гейко не существуют по раздельности. В основе своей они должны быть связаны. Однако существуют люди, которые очень хорошо проявляют себя в кихон-гейко и ката-гейко, но теряют стойку и координацию между руками и ногами в дзи-гейко. В этом нет серьезной проблемы, если эти люди ставят перед собой задачу и предпринимают шаги по преодолению своих проблем в дзи-гейко. Однако есть другие люди, которые концентрируются только на том, чтобы победить оппонента и нанести ему больше ударов. Такое отношение к дзи-гейко отражает настрой только на победу здесь и сейчас. С другой стороны есть люди, сосредоточенные исключительно на стойке и внешней форме, уделяющие мало внимания смене (?) тю-син и семе-ай (контролю центра). Это также не представляет проблемы, если это делается для преодоления определенных проблем (например, пытаться держать спину прямо при атаке). Если это не связано с работой над проблемными моментами, такое отношение негативно сказывается на дзигейко, которое превращается в демонстрацию техники и мы не можем получить настоящего удовольствия от дзигейко.
2. Каким должно быть дзи-гейко
Между кихон-гейко, ката-гейко и дзи-гейко не должно быть предпочтений и дисбаланса. Важно использовать дзи-гейко в качестве испытательной площадки для вадза, полученных в кихон-гейко и ката-гейко. Таким образом мы поймем смысл и предназначение каждого кейко и будем более заинтересованы, практикуя любое из кейко. Как было сказано выше, дзи-гейко дает возможность проверить наши возможности в отсутствии всяких ограничений. Также Томики (1991) отмечает, что предназначение дзигейко в современном кэндо – дать почувствовать духовный аспект кэндо как будо. В прошлом будзюцу-ка (практикующие боевые искусства) могли оценить свои способности только в смертельном поединке с оппонентом. Поединки, в которых результатом была жизнь или смерть участников сменились соревнованиями в которых участники защищены доспехами и могут безопасно атаковать и защищаться. В современном кэндо кендоки должны контролировать эмоциональный конфликт в процессе поединка. Развивая свои навыки и дух необходимо понимать, как правильно относиться и проводить дзи-гейко. Подход к дзи-гейко не у всех одинаков. Новички проводят дзи-гейко в соответствии со своим уровнем, опытные кендоки – со своим. Более того, дзи-гейко меняется в зависимости от того, чего человек хочет добиться, что улучшить через дзи-гейко, а также с кем проводится дзи-гейко (кохай, семпай, человек старше по возрасту, женщина и т.д.).
Далее в статье объясняется как практиковать дзи-гейко в зависимости от уровня кендо.
3. Как проводить дзи-гейко на каждой ступени развития своего кэндо.
3-1. Уровень кю
Прежде всего, главное, о чем должны помнить кендоки этого уровня – пытаться использовать вадза (сикаке-вадза) по собственной инициативе. Это не должны быть только мэн и котэ, необходимо использовать все вадза, выученные в кихон-гейко и ката-гейко. Вы не должны бояться неудачи и поражения. Вы постепенно поймете тайминг использования каждой вадза, пытаясь использовать их по своей инициативе. Второй важный момент – Вы не должны останавливать движение после удара, а пытаться завершить атаку и быть готовым к следующему действию. Часто можно наблюдать что новички в дзи-гейко теряют внимание и бдительность как только завершают первую атаку и идут туда, где были до атаки. Необходимо всегда сохранять концентрацию где бы Вы ни были и быть готовым к следующему действию сразу по окончании первой атаки.
Во-вторых, обычно на этом этапе новички не умеют защищаться. Также часто случается, что новички не знают, что делать и бездумно стоят, ничего не предпринимая, закрывая глаза, разминая плечи и отходя или убегая, если оппонент предпринимает атаку. Можно сказать, что они боятся атак. Здесь важно иметь правильное понимание ко-бо-ити и кен-тай-ити. Эти термины отражают важность пребывания в состоянии моральной и физической готовности защититься от контратаки оппонента и контратаковать самому при защите (Всеяпонская федерация кэндо, 2000, стр.47). В кэндо нет защиты ради защиты. Защита проводится ради последующей атаки или контратаки. Использование правильной защиты позволяет сразу же атаковать, но Вы не должны стоять и защищаться только синаем, Вы должны держать колени расслабленными и защищаться используя как синай, так и перемещения. По мере набора опыта Вы овладеете большим количеством вадза, тайминг улучшиться. Для обеспечения прогресса на этом уровне Вам необходимо использовать большие техники, задействующие все тело, а не полагаться на маленькие техники или пытаться ударить болшее количество раз, чем оппонент.
Если вы сформируете плохие привычки в атаке и защите на этом этапе, в будущем понадобится много времени, чтобы избавиться от них. Важно отслеживать то, как Вы проводите дзи-гейко, слушая советы семпаев и сенсеев и ведя самостоятельные наблюдения.
3-2. 1-3 даны
Кендоки этого уровня должны продолжать совершенствовать сикаке-вадза, важно использовать различные сикаке-вадза по собственной инициативе. Также важно атаковать не только двигаясь вперед, но и активно использовать хики-вадза (движение назад); важно помнить, что необходимо завершать атаку. Как было сказано выше, победа или поражение – не главное в дзи-гейко. Вы не должны сосредотачиваться на том, сколько ударов нанесли Вы и нанесли Вам, а думать о «как и почему» в каждом случае (нанесли удар Ва или Вам). «Утте-хансей, утарете-канся (размышлять над своей атакой когда она удачна и благодарить оппонента, если атаку удачно провел он)» — это то отношение, которое ожидается от кендо-ка. Кендоки этого уровня должны начать задумываться о трех способах подавить противника (сан-саппо) в дзи-гейко. Первый – подавить/уничтожить ки (дух) оппонента. Это значит подавить ки оппонента, продемонстрировав полноту своего ки. Второй — подавить/уничтожить кен (меч) оппонента. Это значит контролировать движение кончика меча оппонента, задерживая и отклоняя его. Третий — подавить/уничтожить вадза оппонента. Это значит предвидеть атаку оппонента, не давая ему шанса атаковать (Всеяпонская федерация кэндо, 2000, стр. 79-80). На таком уровне преемлемо использовать кен и вадза в большей степени, чем ки для подавления и предотвращения атаки оппонента. Кендоки на этом уровне еще должны освоить некоторые вадза. (На этом уровне еще рано начинать практиковать кэндо, направленное на подавление противника силой воли и видом, как это могут делать кендоки 6 и 7 дана.) Все еще рекомендуется использовать в дзи-гейко различные вадза с активной работой синая, ног и тела. Стоит использовать одзи-вадза в соотношении 2 к 8 с сикаке-вадза. Здесь важно понять основополагающую идею одзи-вадза. Вы не должны ждать, когда оппонент Вас атакует и отвечать на атаку. Вы должны заставить оппонента атаковать так, как выгодно Вам. Вы не успеете успешно провести одзи-вадза, если просто будете ждать атаки оппонента. Вы должны продемонстрировать оппоненту атакующий дух не прекращая работу ногами и синаем и заманить его в такую позицию, атака из которой выгодна для Вас. Есть люди, которые считают, что одзи-вадза им не удается из-за их техники (перемещений и формы). Однако необходимо учитывать, пытаетесь ли Вы заставить оппонента атаковать Вас. На этом уровне не обязательно уметь проводить одзи-вадза не думая, однако Вам стоит практиковать ее в дзи-гейко, помня об основе успешной одзи-вадза.
3-3. 4-5 дан
Кендок, достигших этого уровня называют сэмпай. Кендока этого уровня должен быть способен читать мысли (намерения) оппонента, управляться с информацией в различных ситуациях и принимать решения. Также он должен уметь использовать различные вадза в зависимости от ситуации не раздумывая. 4 и 5 даны – это уровень, на котором надо начинать практиковать кэндо, направленное на доминирование тю-син (центр) оппонента за счет небольших движений синая и тела, контроля оппонента и использования его намерений и движений. На этом уровне необходимо больше внимания уделять атаке после овладения центром и рациональных и экономичных движениях синая и ног. Это, однако, не значит, что надо сразу резко ограничить движения синая и ног. Вы должны постепенно менять свое кэндо в направлении от преимущественного использования физических данных к использованию небольших движений и внутренней работы ки для контроля оппонента. На этом уровне рекомендуемое соотношение сикаке-вадза и одзи-вадза – 60% и 40%.
Важно сохранять равновесие, чтобы Вы могли плавно двигаться в любом направлении и держать хикагами (тыльная часть левого колена) напряженным (но не слишком) чтобы Вы могли в любой момент оттолкнуться не совершая цуги-аси (подтянуть правую ногу к левой перед атакой). Если вы учитываете это в дзи-гейко, но чувствуете, что левую ногу сводит, значит до того вы неверно ее использовали, и исправились только сейчас. Чего вы должны избегать, так это замешательства по причине пропущенного удара. Это все из-за того, что Вы слишком гордитесь тем, что Вы 4 или 5 дан. Вы должны совершенствовать свое кэндо, пропуская удары в дзи-гейко. Важно не колеблясь использовать большие вадза, как только для этого выпадает подходящий случай. Некоторые 4 и 5 даны зацикливаются на мэн и до, не используя других вадза. Тем не менее важно использовать в дзи-гейко все известные Вам вадза. Особенно в цуба-дзери-ай, т.к. некоторые в такой ситуации теряют концентрацию, чего делать нельзя; необходимо быть готовым к атаке как только предоставится возможность.
3-4. 6 дан
Я не могу описать, каким должно быть дзи-гейко на этом уровне, т.к. сам недавно получил 6 дан. Поэтому я хотел бы сослаться на «Мити но каори», написанную Масатаке Суми, ханси, 8 дан, и обсудить, каким должно быть дзи-гейко на этом уровне.
Достигших этого уровня кендок называют сенсей. Суми (2000) отмечает, что кендоки такого уровня не должны быть высокомерными, но скромными и иметь желание совершенствоваться дальше, даже если они достигли 6 дана. Разумеется, что в дзи-гейко они должны демонстрировать еще более рациональные и экономичные движения синая и тела. Достигшие 6 дана и выше — это обычно люди среднего и пожилого возраста. Это значит, что их физические данные ниже, чем в молодости и они не могут пользоваться синаем и передвигаться так же быстро. Важно пытаться компенсировать ухудшение физической формы дальнейшим совершенствованием ки и вадза. Суми (2000) также отмечает, что кендоки этого уровня должны пытаться изменить свое кэндо в направлении от инициирования агрессивных атак к атаком в момент, когда противник собирается атаковать (де-бана). Также он рекомендует использовать не только прямые атакующие вадза, но и суриаге-вадза, используя тай-сабаки двигаться в стороны и по диагонали. На этом уровне более важно чем раньше предугадывать намерения и перемещения оппонента и практиковаться правильно на них реагировать. Для отработки дебана-вадза Суми (2000) рекомендует в дзи-гейко самому планировать/изучать (?), т.е. в какой ситуации и как необходимо передвигаться, чтобы нарушить равновесие оппонента, ввести его в замешательство и вынудить его атаковать там, где Вам выгодно, т.к. на этом уровне, в отличие от более низкого, сложно получить совет от других людей. Необходимо после каждого дзи-гейко обдумывать как Вы его провели в плане атаки, защиты, контратаки.
Также для кендок этого уровня Суми (2000) предлагает один из методов проведения дзи-гейко. Вы выбираете одну цель, которую Вы можете атаковать и одну вадза, которую можете использовать. Далее Вы используете эту вадза против любого оппонента, против любой вадза, которую собирается применить оппонент и в любой ситуации в этом дзигейко (однако это не должен быть просто мэн). Это полезно для отработки тайминга этой вадза. Отработать тайминг каждой вадза непросто. Суми (2000, стр. 202) также объясняет, что на этом уровне кендока должен обращать внимание на множество вещей, таких как камаэ, равновесие, где и как напрячь или расслабить мышцы, как дышать, какой тип синая выбрать и т.д. В конце концов то, что он говорит приходит к тем же основным моментам в кихон-гейко и ката-гейко. Это доказывает важность связи между кихон-гейко, ката-гейко и дзи-гейко. Кендо требует Shugyo на протяжении всей жизни. Тренировку нельзя прекратить или найти легкий путь. Нельзя игнорировать кихон-гейко и ката-гейко даже если Вы достигли высокого уровня, такого как 6 и 7 дан. В дзи-гейко необходимо отрабатывать вадза, выученные в кихон-гейко и ката-гейко.
4. Заключение
Выше была описана связь между кихон-гейко, ката-гейко и дзи-гейко и подходы к дзи-гейко. В следующей статье будет описано как проводить дзи-гейко с различными оппонентами, включая тех, кто ниже по уровню, выше по уровню, того же уровня, тех кто намного старше и женщин.
Ссылки
The All Japan Kendo Federation (Zennihon Kendo Renmei). (2000) Japanese-English Dictionary of Kendo, Tokyo: Sato-Inshokan Inc.
Sumi, M. (2000) Michi no Kaori. Tokyo: Taiiku & Sports Publishing. Co., Ltd.
Tomiki, K. (1991) Budo Ron. Tokyo: Taisyu-kan Publishing Co., Ltd.
источник: http://www.shogunclub.ru