Баба Киндзи, Кеси 7-й дан Кендо, профессор Кендо Kokushikan University
Из журнала «Kendo Jidai»
Перевод Азамата Кумыкова
Когда я смотрю на современное состояние Кендо, у меня создается ощущение нехватки чего-то важного. Я имею в виду очевидное игнорирование захвата и обороны центра (сейчусен). Это – центральное понятие в Кендо, и как раз тот момент, во время которого создается канал связи между вами и противником. Однако мои наблюдения свидетельствуют о том, что многие кендоисты избегают этой связи и предпочитают проводить атаки абы как. Их Кендо полагается лишь на скорость и на постоянное повторение приемов до тех пор, пока не будет пробит действенный удар. Однако такой стиль Кендо рано или поздно обречен на поражение, особенно по мере ухудшения физической подготовки фехтовальщика. Концентрация на сейчусен-кендо, т.е. на искусстве захвата центральной линии противника и одновременной обороны своего центра, содержит в себе секрет бессмертного Кендо.
Такой вид Кендо очень интенсивен и гораздо более продолжителен по своему накалу, чем убогое Кендо, ставящее своей задачей лишь моментальное самоудовлетворение после заработанного очка. Иными словами, нападение на центр противника, защита собственного центра, а также постоянное давление на противника с целью мгновенного нападения (если появится брешь в его обороне) и есть то, что делает Кендо таким интересным занятием, поединком двух душ. Эта интенсивность, в отличие от бездумных, случайных атак, представляет собой жизненно важный аспект Кендо, но ей уделяется мало внимания. Не будет преувеличением сказать, что Кендо начинается и заканчивается борьбой за центр. Многие приемы основываются на этой борьбе, один из самых важных среди которых – цки (колющий удар в горло) – должен отрабатываться с большим вниманием. Фактически, проведя луч от левого кулака через синай, сквозь центр, мы получим цки – атаку в горло.
Горло – одно из самых уязвимых мест нашего тела. Самая страшная атака для кендоиста – это цки, и она имеет наиболее психологически разрушительное воздействие на противника. Ничто не оказывает более деморализующего воздействия на кендоиста продвинутого уровня, чем пробитый ему цки. Конечно, пробитый мен тоже оказывает существенный эффект, но все же цки еще более сокрушителен. Цки – наиболее решительный и разрушительный из всех приемов. Независимо от того, сколько раз вы проведете успешные атаки после того, как вам пробили цки, все равно сохраняется неприятное ощущение.
Физические возможности человека неизбежно ухудшаются с возрастом и появляется разрыв между тем что он хочет сделать, и что он сделать может. Только тогда большинство людей осознает важность удерживания центра. В связи с этим следует упомянуть и об одном из потенциальных недостатков цки. Я имею в виду мукаэ-цки (или мукаэ-зуки) – намеренное проведение колющего удара в горло противника в момент, когда он приступил к атаке. Это нельзя назвать хорошим приемом, поскольку слишком часто он свидетельствует о неспособности уйти от атаки или провести контратаку, что оставляет единственный вариант – попытаться защитить центр в надежде нарушить атаку противника. Даже если противник все равно пробивает мен, многие фехтовальщики ошибочно полагают, что раз их кенсен попал в цки-даре, то они не проиграли. Кобо-ичи – концепция, которая предполагает неразрывность нападения и защиты и подчеркивает важность постоянной умственной и физической готовности защитить себя от возможной контратаки противника, готовясь к нападению, и готовности контратаковать, обороняясь от атаки противника. Мукаэ-цки, однако, не попадает в эту категорию, а оборона и нападение в этом случае ясно отделены друг от друга. Это не идеал Кендо. Использование этого приема в методических целях для того, чтобы нанести полное поражение противнику и показать ему, что он не контролирует центр, допустимо. Однако очень ошибочно использовать этот прием, чтобы нарушить хорошую атаку, убеждая себя в том, что этого достаточно для собственной защиты. Конечно, и человек, на котором вы испробуете мукаэ-цки, вряд ли будет в восторге и может приложить немало усилий, чтобы отплатить вам той же монетой.
Если вы будете заниматься с молодыми фехтовальщиками, то я думаю, что лучше контратаковать их, используя такие техники как каэси-ваза и суриаге-ваза и поощрять их наносить быстрые, но широкие удары, нежели чем пресекать все их попытки в корне, используя мукаэ-цки. Именно так и должен вести себя настоящий преподаватель и это следует хорошо обдумать всем инструкторам Кендо. Есть люди, утверждающие, что мукаэ-цки является самым эффективным в их арсенале приемов и широко использующие его. Однако представляется сомнительным, можно ли назвать его приемом в полном смысле этого слова, но, несомненно, что его использование имеет очень негативный эффект.
Удерживание центра жизненно важно в Кендо и является определяющим фактором того, как долго вы — в конечном счете — сможете заниматься Кендо. Другим важным фактором является не просто удерживание центра, но и то, насколько эффективно вы оказываете давление на противника через центр. Для выполнения цки-ваза необходимо захватить центр, оказать давление и в то самое мгновение, когда противник подастся назад или потеряет концентрацию, атаковать его. Проведенный таким образом цки убедителен для обоих фехтовальщиков. Нет никаких сомнений и в уместности такого приема. «Получателю» такого цки не останется ничего, кроме как сказать «Маитта!» и признать свое поражение. Однако, возвращаясь к вопросу о мукаэ-цки, можно с большой степенью вероятности сказать, что если он будет проведен сильно и с явным расчетом в тот момент, когда соперник собирался атаковать, он попытается «вернуть любезность». Все это, скорее всего, завершится жестким и непродуктивным обменом серией цки.
Не хотелось бы повторяться, но есть еще один момент, который я хотел бы отметить, говоря о мукаэ-цки. Мукаэ-цки – очень опасный, если не смертельный прием. Например, если кто-нибудь успешно пробьет вам мен, после удара будет доля секунды, на которую атакующий расслабится. Проведенный в это мгновение мукаэ-цки очень опасен. Одно из положений Кендо призывает сохранять зансин во время проведения удара, вероятно, как раз на случай проведения такого рода контратаки. Но, в любом случае, никакому инструктору непозволительно подвергать своих учеников такой опасности. Есть Дзэнское изречение о том, что даже самая суровая буря и жестокий ливень рано или поздно завершаются, а за ними следует бодрящий ветер, уносящий с собой влагу и грязь и оживляющий все вокруг. В Дзэн это описывает просветление, приходящее после самоочищения и освобождения от суетных желаний. Конечно, было бы хорошо достичь просветления, но это не так то просто. Суетные желания переполняют наши сердца, поэтому, быть может, отрезвляющая пощечина в виде холодного ливня как раз то, что нам нужно. Предавшись суровому режиму тренировок, мы можем ощутить тот самый освежающий ветер, сдувающий тлен, и я хотел бы надеяться, что цки тоже будет играть свою роль в этом процессе. Однако его можно уподобить обоюдоострому мечу. Это прекрасный прием для суровых занятий Кендо, но он также может использоваться злонамеренно и неправильно. Цки следует использовать для обучения, а не для уничтожения.
Я использую цки только в том случае, когда нарушено камаэ моего противника и открыт только центр. Другими словами, когда противник поддается моему семе, но закрывает все другие цели, т.е. полностью теряет контроль над центром. Кроме этого, я использую цки лишь тогда, когда мой противник теряет всю свою волю к сопротивлению.
Инструкторам стоит пробивать цки ученику, который всегда отступает назад, чтобы дать ему понять, что он не защищает центр или, что ему следует прилагать больше усилий. Этот прием следует использовать, чтобы обратить внимание занимающегося на какое-то слабое место, или для придания ему дополнительных сил. Цки – очень эффективный способ подчеркивания слабостей всякого рода. Кроме этого, если говорить о развитии характера, то, нападая на центр и проводя прямые фронтальные атаки (одновременно не позволяя противнику делать то же самое), вы выполняете задачу, требующую постоянного подчеркивания и исправления, как ваших собственных слабостей, так и слабостей противника, причем не только в плане Кендо, но и в отношении повседневной жизни. Кендо часто преподносят как средство укрепления характера, и мне кажется, что в таком случае работа с центром должна играть основную роль.
Чем сильнее вы контролируете центр, тем более зрелым можно считать ваше Кендо. Сопровождаться это будет уменьшением числа лишних движений и ментальной закалкой. Помимо прочего, контроль центра служит отправной точкой многих приемов, поэтому отрабатывать его надо снова и снова. Его можно уподобить солнцу, вокруг которого вращаются все планеты нашей системы. Думаю, что в Кендо центр «солнечной системы» — это хват левой руки. Если он слаб, то ваш стиль Кендо будет очень нестабилен. Можно сказать, что левая рука отражает состояние вашего сознания. Если ваша левая рука уходит в сторону, это не только означает нарушение центра, но и то, что вы в растерянности и уже не контролируете ситуацию. В таком случае можно сказать, что исход поединка уже предрешен.
Честно говоря, мне не известны методы отработки цки, подобные тем, что используются для отработки мен, коте и до. Означает ли это, что умение проводить цки появляется само собой в процессе тренировок? Думаю, что нет. На мой взгляд, на отработку цки требуется значительно больше времени, чем на отработку других техник. А говорю я это вот почему: в цки, более чем во всех других приемах, необходима полная стабильность ног и бедер, их готовность к собранному отходу. Движение вперед следует начинать с бедер и мгновенно выбрасывать вперед левую ступню, чтобы провести цки всем телом. Людям, привыкшим головой вперед бросаться в атаку на мен, это будет непросто сделать. Кстати, все это связано также и с тем, почему третья ката – санбонме – считается самой сложной. Необходимо иметь в виду еще и следующее. Часто бывает, что, проводя цки, фехтовальщик переусердствует и вкладывает слишком много силы и задора в тычок, особенно силы рук. Цки выглядит довольно просто, но на самом деле требует большой практики, прежде чем вы будет в состоянии применить его на деле.
Недавно среди японских студентов появилась тенденция пытаться пробить цки (обычно кататэ-цки), часто несколько раз подряд, в виде «последней надежды», когда они проигрывают очко в сиай, а времени остается мало. В результате противник часто подкарауливает их в момент утраты баланса и зарабатывает очко. Мне совершенно непонятно, зачем эти молодые люди пытаются пробить цки в важном поединке, тем более, если этот прием не входит в число их коронных. Фактически они сами копают себе могилы. Одно дело, если бы они отрабатывали цки с таким же усердием, как мен, котэ и до, но такое случается редко. Конечно цки – прекрасный пример сутэми-ваза (когда в выполнение приема полностью вкладываются душа и тело), но это не означает, что этот прием должен быть самоубийственным. Сутэми – не азартная игра, а цки – не ставка в такой игре.
Если бы противник замер на месте и попросил вас пробить ему цки, то, скорее всего, ваши шансы провести успешную атаку были бы не так велики, как если бы он попросил пробить себе мен, котэ или до. Этот пример наглядно иллюстрирует трудность проведения цки, а также то, почему этот прием требует большой практики. В Кендо очень важно постоянно оценивать свой прогресс и то, почему у вас была плохая или хорошая тренировка. Такого рода самооценка очень важна для продвижения в Кендо.
Значение цки также должно рассматриваться сквозь призму постоянных тренировок. Работу с центром следует начинать не тогда, когда ваш прогресс окончательно зайдет в тупик, а с самого начала, поскольку центр – одно из основополагающих понятий Кендо и только нападая на центр и защищая его, можно постичь более глубокий смысл Кендо. Я считаю, что все приемы – как сикакэ, так и одзи – основываются на работе с центром. Как я уже говорил ранее, чтобы успешно завершить цки отходом, необходима сила нижней части тела. Это, в частности, означает, что отработка цки является хорошим способом укрепить ноги. Кроме того, владение приемом цки основывается на понимании важности центра. Это означает, что, возможно, было бы прекрасно начинать обучение базовой технике с цки. Отработка цки может способствовать заложению прочного фундамента для последующей практики Кендо. Однако, поскольку считается, что опасно применять цки на начинающих, многие ошибочно полагают, что цки – очень сложный прием, изучающийся последним из всех.
Считается, что мен следует проводить параллельным движением – как если бы вы били цки, а цки — параллельным (полу) движением, как если бы вы били мен. Это можно считать идеалом. Принимая во внимание тот упор, который делается на правильное камаэ, нижнюю часть тела и понимание центра при проведении цки, это прием можно считать (в пределах разумного) прекрасной отправной точкой для кейко
В яри-дзюцу (искусстве фехтования на копьях) есть такая поговорка, «Секрет заключается не в тычке, а в отходе». То же самое можно сказать и о цки в Кендо. Как и в дзюкендо (штыковом бое), хороший цки должен проводиться с использованием нижней части тела и сильным духом как до, так и после тычка в горло. Можно часто заметить, что дух атакующего рассеивается по мере проведения приема. Но поддерживать высокий уровень концентрации и духа необходимо и во время отхода, после проведения цки. Ранее я уже отмечал, что удерживание зансина как во время атаки, так и после нее – необходимая мера, поскольку вы всегда находитесь под угрозой нападения. Проводя цки, многие оставляют левую ногу позади, что нарушает их осанку, вызывая наклон тела вперед. Это в свою очередь вызывает отклонение кенсена от цели. Все это – следствие недостаточных тренировок, и даже если такой цки попадает в цель, завершить его отходом не удается.
В цки также очень важны направление атаки и дистанция. Если говорить о рубящих (режущих) ударах, то если фехтовальщик хорошо воспользовался представившейся ему возможностью для атаки, удар можно засчитать, даже если он недостаточно силен или, например, попал в цель не совсем точно. Но если цки даже на самую малость отклонится от цели, его не засчитают. Полностью ли противник поддался давлению семэ? Собирается ли он контратаковать? Способность судить обо всем этом, а также понимать тайминг очень важна. Это позволит воспользоваться подходящими возможностями для атаки. Малейшая ошибка в выборе момента для атаки, обречет цки на неудачу. Ошибка в тайминге выразится также в том, что вам не удастся сделать правильное теноучи (выжимающее движение), а в результате ваш синай окажется слишком низко, если противник двинется навстречу, или потеряет устойчивость, если противник отойдет назад до того, как вы успеете провести цки. Идеальный цки является следствием подчинения противника себе силой Ки и выполняется естественно и без всяких мыслей при появлении первой же возможности.
Copyright c 2003 Кендо в Кабардино-Балкарии