Термин мааи обычно переводят словами «расстояние» или «дистанция». В действительности знак ма может обозначать также временной интервал – паузу, формирующую ритм, миг превращения, который одновременно разделяет и соединяет разные жизненные миры. Старые учителя «воинского пути» в Японии часто подчеркивали, что именно чувство дистанции-паузы предопределяет исход поединка. Знаменитый мастер меча Ягю Мунэнори ( XVI в.) писал, например: «Нужно понимать расстояние-паузу (ма) в поединке, когда сабля противника угрожает или не угрожает вам».Мааи – это тот внутренний, подвижный, неопределенный фокус взаимодействия противников в схватке, чувствование которого позволяет без видимого усилия уходить от нападения врага и диктовать ему свою волю. Владение принципом маай позволяет маленькому и слабому на вид человеку одерживать победу над сильным и крупным врагом.

Даже если ограничиться только пространственным измерением маай , надо признать, что оно далеко не исчерпывается чисто физическими параметрами предметов, но включает в себя также такие факторы, как скорость передвижения, устойчивость стойки, выбор технического приема и психическое состояние. Чувство мааи предполагает безошибочное знание «жизненного пространства противника», то есть контролируемой им сферы, а также моментов его уязвимости для атаки. Пространство схватки соответствует области наложения «жизненных пространств» обоих участников, успех же в поединке будет сопутствовать тому, кто сумеет взломать оборону противника и проникнуть в его внутреннее пространство.

Бытие мааи в поединке носит как бы пульсирующий характер. Оно складывается из взаимных атак и контратак противников. Учителя фехтования и рукопашного боя различают до пяти уровней, или ритмов такого взаимодействия.

Первый уровень: трехчленное взаимодействие, соответствующее последовательно сменяющимся атаке противника, отражению атаки и контрвыпаду. Это низший, чисто ученический уровень ведения поединка.

Второй уровень соответствует трехчленному взаимодействию по схеме: собственная атака – быстрая защита – новая атака. Данный уровень требует быстро переходить от защиты к нападению. Защиты здесь может фактически оказаться фазисом последовательно развивающейся атаки.

Третий уровень: двучленное взаимодействие, которое состоит из незавершенной атаки противника, прерываемой сильной контратакой. Он требует способности предчувствовать нападение противника и гасить его в зародыше.

Четвертый уровень: одночленное взаимодействие в виде атаки, предвосхищающей нападение противника. Хотя со стороны кажется, что только один участник схватки нападает и одерживает победу, на самом деле атака в данном случае есть отклик на внутреннюю агрессию противника, еще не проявившуюся вовне.

Пятый уровень – это отсутствие видимого нападения или защиты, некий не имеющий физического воплощения ритм «пустоты» в поединке, превосходящий всякое противоборство. Иногда этот ритм «пустоты» трактуется как предчувствие схватки, которое позволяет вовсе избегнуть ее.

Что касается временного измерения мааи , то оно соответствует моменту преодоления отрыва сознания от физического движения или, по-другому, потере субъективного «я» в ритме живого взаимодействия партнеров. В такие моменты достигается полное единение духа и тела за пределами дуализма обычного сознания. Мы оказываемся как бы «пусты» перед противником и, как следствие, наши действия не могут быть им угаданы и просчитаны. Владение временным мааи позволяет мастеру предчувствовать атаку противника и подавлять ее еще до того, как она приобретет видимые формы.

Из книги «Боевые Искусства: Китай, Япония» Малявин В.В.

http://www.shogunclub.ru/kendo.php?ArticleID=11