В настоящее время, официально используемый для обозначения доспехов в Кендо термин, не «богу», а «кендо-гу». Тем не менее, первое слово все еще более употребляемо, и я буду использовать его в этой статье. Перед тем, как приступить к исследованиям истории богу/кендогу, я дам объяснение этих терминов и тому, как они вошли в обиход.
Происхождение терминов
Нет никаких письменных фактов, указывающих, что слово богу когда-либо использовалось во время периода Эдо (1600-1867). Употреблялось другие термины для обозначения доспехов для военного обучения, такие как догу, бугу, таке-гусоку и другие. Первый раз это слово встречается в период Мейдзи (1868-1912), когда японская армия реформировалась по французскому образцу.
В 1884 году, французский военный советник, Киль де Вилларе был приглашен, чтобы обучить японских военных искусству французского фехтования и применению штыка. В 1889, когда он выполнил свою миссию и покинул берега Японии, главные преобразования вооруженных сил были сделаны, и был написан Учебник Кендзюцу (Kenjutsu Kyohan), в котором была выделена официальная методика японского искусства фехтования. Учебник был поделен на секции, покрывающие кендзюцу, гунто-дзюцу (gunto·jutsu, сабля) и дзю-кендзюцу (штык). В данном тексте оговаривалось, что снаряжение для дзю-кендзюцу может быть поделено на два типа: оружие и богу. Более того, «богу состоит из мэн, до (с присоединенным тарэ), наплечниками и котэ». Таким образом, это первое известное упоминание слова богу. Похоже, что термин образовался от слов bo·shin-yoo·gu — защитное снаряжение для тела.
Учебник Кендзюцу исправлялся три раза и постепенно стал больше ориентирован на традиционное японское снаряжение и техники. После третей редакции в 1915 году, доспехи, носимые при тренировках кендзюцу в армии, в основном применялись с до с прикрепленным тарэ, но все еще допускалось использовать доспех, как в обычных невоенных практиках кендо. В конечном счете, термин богу, который первоначально обозначал доспехи, используемые для тренировок кендзюцу в вооруженных силах, также стал применяться в обычном кендо. К 1920 богу называли весь набор доспехов для кендо, состоящий из мэн, котэ, до и тарэ. Такая тенденция осталась и в послевоенный период, когда кендо было запрещено на несколько лет главным командованием оккупационных сил и замещено менее агрессивной «оспортивленной» формой фехтования, называемом синай-киоги (shinai-kyogi). В ней также использовался значительно измененный доспех, но все еще называющийся богу. Всеяпонская Федерация Кендо была создана в 1952 и затем были сформулированы официальные правила соревнований. Раздел правил, посвященный экипировке гласил «богу должны состоять из мэн, котэ, до и тарэ». С этого момента термин стал всегда употребляться в официальном жаргоне кендо.
Однако просмотр многих популярных японских словарей и энциклопедий показывает, что в 50-х и 60-х годах это слово редко если вообще употреблялось обычными людьми, до середины шестидесятых, когда в основных словарях, таких как второе издание словаря Кодзен (Kojien) появилось определение богу: «защитное снаряжение для кендо, состоящее из мэн, котэ, до и тарэ». Тот же самый термин был позже применен к экипировке для западного фехтования.
В 1979, «Положения Сиай Кендо» (Kendo Shiai Regulations / Kendo Shimpan Regulations) были обширно пересмотрены, и Статья 4 вкратце оговаривает, что «кендо-гу будет состоять из мэн, до, котэ и тарэ». С этой поправки богу было официально заменено термином кендо-гу. Кстати, в редакции 1995 года этих же положений, кейко-ги было изменено на кендо-ги.
Таким образом, термин, обозначающий доспехи для кендзюцу, эволюционировал от догу к богу и, наконец, к кендо-гу. Теперь я перейду к исследованиям эволюции собственно доспеха.
Появление богу
До сих пор общепринято было считать, что богу впервые появились на сцене между 1751 и 1772 годами. Однако не следует заключать, что богу внезапно появились в определенное время в какой-либо конкретной местности. На протяжении периода 1661-1681 годов, возникло множество воинских школ, и именно в это время было характерно, что школы исследовали различные способы проведения безопасных тренировок, разрабатывая части защитных доспехов.
Теперь я представлю несколько документов этого периода, которые описывают такие разработки. К сожалению, документальные свидетельства, относящиеся к этому времени, чрезвычайно скудны, что затрудняет составление детальной картины. Однако, известный военный и конфуцианский ученый Ямага Соко (Yamaga Soko) оставил несколько интересных упоминаний, относящихся к использованию защитной экипировки в ранний период Эдо. «Относительно преимуществ системы обучения кендзюцу с синаем, приверженцы имели обыкновение использовать доспехи с железной защитной маской и могли участвовать в суровом подобии боя без причинения вреда». Во втором месяце 1663-го мы находим упоминание Камия Дэнсин Йорихару (Kamiya Denshin Yoriharu) главы школы Дзикисин-рю (Jikishin-ryu) в очерке, который он послал Осаве Томоёмону, относительно использования защитного снаряжения. «В тренировках, проводимых другими школами, носятся кожаные доспехи, а также и другие части снаряжения, включая защитную маску. В Дзикисин-рю, однако, мы не требуем использования такой экипировки». Согласно этому свидетельству, мы можем заключить, что некоторые школы, за исключением традиции Дзикисин тренировались с использованием защиты, начиная с раннего периода Эдо.
Созданное в 1682 году Хисикавой Моронобу (Hishikawa Moronobu) собрание иллюстраций под названием Чийо-но-Томодзуру (Chiyo no Tomozuru) изображает двух молодых воинов вооруженных яри (копьями) с безопасными наконечниками, противостоящих другому молодому воину экипированному мэном, до-тарэ и нагинатой.
Это изображение, выполнено, вероятно, ближе к концу 17-го века. Любопытно, что изображенный вид богу имеет мэн без защиты сверху и также не имеет нодо-дарэ (nodo-dare) — защиты горла. Мэн — не более чем решетка, покрывающая лицо, и, кажется, она изготовлена из бамбука. Тарэ прикреплено к до (до-тарэ), которое также сделано из бамбука, подобно образцам, изготовленным в более поздний период. Созданные Хисикавой приблизительно около 1684 года рисунки также можно найти у Укиёцудзуки (Ukiyotsuzuki), которые тоже демонстрируют, что использование защитного снаряжения было относительно широко распространено во время раннего Эдо.
Богу в содзюцу (борьба на копьях)
Возникает вопрос, в какой из двух дисциплин, кендзюцу или содзюцу, впервые начали использовать тренировочные доспехи? В Кендо-но-Хацу Шимокавы Усио (Shimokawa Ushio’s Kendo no Hattatsu) утверждается, что, учитывая разницу в техниках между кендзюцу (главным образом режущая) и содзюцу (в основном колющая), а также принимая во внимание, какая из них была более опасной, можно утверждать, что такие предметы доспехов как до и тарэ, несомненно, родились в содзюцу и позднее стали применяться в кендзюцу.
К началу периода Эдо, школы боевых искусств начали специализироваться на одном оружии. Однако в любых курсах обучения уделялось внимание и другим видам вооружений. Таким образом, школа, специализирующаяся в содзюцу, очевидно, должна была обучать иметь дело с противником вооруженным мечом. Из-за этого трудно сделать вывод, что богу были разработаны единственно школами содзюцу, а затем применены практикующими кендзюцу.
Я оставлю спор о том, в какой из дисциплин впервые начали использоваться подобные доспехи и переключу внимание на вид богу использовавшихся в содзюцу и их постепенном развитии, сравнивая их с доспехом для кендзюцу.
В отношении первой иллюстрации, я упомянул о том, что мэн, видимо, сделан из бамбука и не имеет защиты сверху головы и на горле. Воин на рисунке также не использует котэ в то время или позднее, на рисунках Хисикавы.
Однако, в Гейдзюцу Буко-рон Касибучи Аринори (Kashibuchi Arinori’s Geijutsu Buko-ron, 1768) богу, используемые в тренировке содзюцу школы Масаки-рю, имеют усовершенствованный вид. Мэн оснащен защитой, покрывающей макушку и горло, не говоря о металлической решетке, защищающей лицо. Тарэ прикреплено к бамбуковому до и также можно видеть защиту талии и подмышек.
Таким образом, на промежутке в сто лет мы видим эволюционный скачок вида мэна. Он более крепкий, вследствие использования металлической решетки и обеспечивает гораздо более эффективную защиту уязвимой головы и горла с помощью обширных толстых пластин.
Также мы можем обнаружить степень этого развития в тексте, написанном в конце периода Эдо, описывающем снаряжение, используемое в Фуден-рю. Он сообщает нам, что цуки-дарэ было сделано из бамбука и кожи и было такой же ширины, как и сам мэн.
Этот же текст снабжен иллюстрацией, на которой показаны котэ, которые возможно использовались в поединках против сторонников кендзюцу и суне-атэ (защита голеней) наиболее вероятно, использовавшихся в поединках против нагинаты. Это служит доказательством, что обучение содзюцу было построена не только вокруг боев «яри против яри», но также и практиковалось против соперников, вооруженных различным оружием (isshu-jiai). Это происходило, возможно, из-за популярных в то время поединков между школами (taryu-jiai).
Однако, другие тексты показывают, что использование цуки-дарэ не было всеобщим среди школ даже к 1812 году, как можно видеть на иллюстрации ниже. На ней изображена тренировка содзюцу в мэне без цуки-дарэ и в кожанном до в додзе Нишинкан (Nisshinkan). Данный рисунок — описание одной из трех школ содзюцу действоваших в клане Каицу (Оучи-рю, Гозоин-рю, Иши-рю), хотя и трудно сказать какой именно. Что мы действительно знаем, это то, что обучение проводилось с использованием доспехов и яри с безопасным наконечником.
Глядя на все рисунки можно заметить, что по большей части на них нет котэ. Возможно, потому, что упражнения с яри проводились с голыми руками и котэ не были первоначально включены в тренировочные доспехи для этого конкретного искусства до наступления периода Бакумацу (1850-е). Как я рассмотрю вскоре, котэ, вероятно, были введены в практику содзюцу из кендзюцу, где они использовались с раннего периода Эдо. В любом случае, обе дисциплины заимствовали и улучшали разработки друг друга до тех пор, пока богу не развились в их современную форму.
Богу в кендзюцу
Относительно видов доспехов, использовавшихся в кендзюцу, Шимокава утверждает в Кендо но Хаттацу (Kendo no Hattatsu),что в Дзикишинкаге-рю (Jikishinkage-ryu), Ямада Хейдзаэмон Мицунори (Yamada Heizaemon Mitsunori, 1639-1716) жаловался на недостаток духа у многих практикующихся, которые концентрировались только на отработке ката. Тогда он начал изобретать систему обучения которая позволила бы наносить удары в полную силу без боязни боли или причинения травм. Его третий сын, Наганума Широдзаэмон Кунисато (Naganuma Shirozaemon Kunisato, 1688-1767), завершил эту задачу между 1711-1716 годами. Я буду использовать теорию Шимокавы как отправную, исследуя развитие кендзюцу-богу.
История Дзикишинкаге-рю началась с Сугимото Бизэн-но-Ками Масамото (Sugimoto Bizen-no-Kami Masamoto) последователя школы Шинкаге-рю. 5-й преемние традиции, Камия Деншинсай Садамицу (Kamiya Denshinsai Sadamitsu) изменил название на Дзикишин-рю. Затем, Такахаши Дандзезаэмон Шигехару (Takahashi Danjozaemon Shigeharu), 6-й глава школы, изменил ее название на Дзикишин Сейтоха (Jikishin Seitoha), и наконец при 7-м начальнике школы, Ямаде Хейдзаэмоне Митсунори, она стала называться Дзикишинкаге-рю.
Согласно Хейхо Денки Чукай (Heiho Denki Chukai) рукописи Дзикишинкаге-рю, Ямада Хейдзаэмон был серьезно травмирован в возрасте восемнадцати лет при тренировке с бокуто. Он прекратил практиковать кендзюцу до тридцати двух лет, когда он стал заниматься в школе вышеупомянутого Такахаши Дандзезаэмона, где «одевалась маска на лицо, и защитные рукавицы, позволяя, таким образом участвовать в поединке без риска травмы». Он не потратил время впустую став учеником, и, как гласит рукопись, к возрасту сорока шести лет он получил право обучать (menkyo).
Это было в 1684 году, но очевидно, что в школе Такахаши Дандзезаэмона богу уже использовались несколько лет. Однако, эти богу состояли из маски для лица и рукавиц, ничего напоминающего до не применялось. Сагава Шинкаге-рю, дочерняя школа далеко на севере, тоже применяла в тренировках только рукавицы и маску. Однако, это показывает, что все родственные школы из линии Шинкаге-рю использовали фукуро-синай (прототип современного синая), а также мэн и котэ. На рисунке из Сендай Фузоку-ши Сузуки Шозо (Suzuki Shozo’s Sendai Fuzoku-shi, 1927), мы видим адепта Шинкаге-рю, использующего только фукуро-синай, мэн и котэ. Кроме того, говорится «когда туловище было защищено только тонкой материей кимоно, которое все носили, все узнавали что значит боль от ударов по этому довольно уязвимому месту во время кейко!».
Учитель Такахаши Дандзезаэмона, Камия Деншинсай постановил «когда учасвуешь в соревновании с другой школой всегда используй бокуто. Использование синаяя строжайше запрещено». Он был горячим защитником ката и до времени Такахаши Дандзезаэмона использование богу было не нормой, но исключением.
Ямада Хейдзаэмон в своем тексте Хейхо Закки (Heiho Zakki) писал «чтобы действительно достичь понимания смертельной схватки обоим оппонентам необходимо надевать мэн, котэ и другие части защитного снаряжения и проводить себя через беспорядок, с которым сталкиваются, участвуя в отчаянной неограниченной тренировке». Данный отрывок относится к учикоми-гейко, или обучению с настоящими ударами синаем, которое, очевидно, продвигалось Хейдзаэмоном в последние годы жизни. Он умер в 1716, в период, во время которого, по утверждению Шимокавы, богу были почти усовершенствованы на этой стадии.
Также на надгробии третьего сына Ямады Хейдзаэмона, Наганумы Широдзаэмона Кунисаты (1688-1767), наследника традиции Дзикишинкаге-рю, гласит, что его деяния включали улучшение бокуто и синая и переделка доспеха, добавлением в него металлической решетки на мэн и толстой хлопчатобумажной защиты, покрывающей котэ. Кунисато унаследовал традицию от своего отца в 1708 году и до самой смерти Хейдзаэмона они вместе упорно трудились над улучшением богу.
Учитывая эти записи, можно заключить, что улучшение мэна и котэ, используемых в родственных Шинкаге-рю школах и добавление до для защиты туловища, были новшествами, введенными Ямадой Хейдзаэмоном и его сыном Наганумой Кунисатой в период 1711-1716 годов.
Богу в Дзикишинкаге-рю
Теперь, когда мы рассмотрели процесс эволюции богу в традиции Дзикишинкаге-рю, я обращу внимание на то, как на самом деле выглядели доспехи. Надо сказать, что, насколько мне известно, оригинальных наборов богу Дзикишинкаге-рю не сохранилось. Однако основное представление о них мы можем получить из книги Шо-Рюха Будогу-Зуе (Sho-Ryuha Budogu-Zue, «Иллюстрации доспехов различных военных традиций») Томинаги Кенго (Tominaga Kengo).
Внимательно вглядевшись в иллюстрацию, можно предположить, что мэн был сделан из бамбука и не имел, прикрывающей горло защиты цуки-дарэ. До сделано из плоских бамбуковых планок, собранных вместе, котэ закрывает все предплечье, а синай является фукуро-синаем. Если мы сравним этот рисунок с доспехами Шикаге-рю с иллюстрации 5, мы заметим пару главных различий: в последних нет хлопчатобумажной защиты, покрывающей голову и нет до. Изображенные на рисунках 6-8 богу, вероятно, не очень отличались от богу, разработанных Наганумой Кунисатой.
Улучшения
В период с 1751 по 1764, спустя примерно пятьдесят лет после окончания разработки доспехов Шинкаге-рю, Наканиши Чудзо Цугутакэ (Nakanishi Chuzo Tsugutake) из школы Итто-рю участвовал в полноконтактном учикоми-гейко, используя сделанный из металла мэн и бамбуковые доспехи. Itto-ryu Heiho Toho Kigen (Трактат об Итто-рю — издание 1861 года) Наканиши Коресуке (Nakanishi Koresuke), гласит «клан Наканиши впервые применил обучение с использованием синая в период Хореки (1751-1764)».
Причина по которой Наканиши Чудзо Цугутаке тренировался с использованием синая в учикоми-гейко записана в тексте, посланном в ответе на письмо Ямаги Такаеши (Yamada Takayoshi) из Итто-рю клана Цугару в двенадцатом месяце 1775 года. В письме задавались одиннадцать вопросов относительно за и против ветки традиции Итто-рю клана Наканиши. Ответы на эти вопросы точно записаны в Itto-ryu Gokui. Наканиши, подвигнутый интересом Ямаги, ответил на вопросы, но воздержался от комментариев к относительно использовании синая до третьего дня первого месяца следующего года. Ямага спросил своего наставника Оно Тадао, главу школы Оноха-Итто-рю, тот же вопрос касательно схватки с бокуто и схватки с синаем, на что он ответил ему «обучение с синаем совершенно недопустимо и является не более чем детскими играми. Если хотите, это способ избежать реального боя». В противовес этому, Наканиши парировал, что это есть полнейшее непонимание целей использования синая членами его группы. Проблема использования синая в полноконтактном поединке в противоположность изучению только ката стала горячо обсуждаться не только в Итто-рю, но и среди последователей других боевых традиций. Именно с этого времени мы видим массовый сдвиг от традиционных методов обучения с помощью ката, для которых использовали настоящие мечи или бокуто, в сторону современного кендо с синаем.
Что касается изменений в богу произошедших с конца восемнадцатого века имеется упоминание в Нишо Гого но Бен (Nisho Gogo no Ben, 1794) Зокукокена Куна (Zokukoken Koon) описывающего ситуацию с экипировкой в это время. Так называемая броня, не более чем хлопчатобумажная или кожаная оболочка с наполнителем и стянутые вместе бамбуковые части. В трактате о кендзюцу Ямадзаки Тошихидэ, Кендзюцу Гирон (Kenjutsu Giron, 1791) говорится «нет лучшего способа усвоить бой, чем надеть мэн и котэ и упражняться в технике с синаем без риска получить травму». Также и в Kenjutsu Hiden Doku (1880) того же автора записано: «сначала оба адепта одели мэн, котэ и бамбуковую защиту тела, так, чтобы не получить повреждений». Эти отрывки показывают, что использование тренировочных доспехов было довольно широко распространено в это время. Доспех, изображенный ниже на рисунке Хокусаи Манги (1808), является типичным представителем богу, использовавшихся в этот период.
Осмотрев иллюстрацию, каждый отметит, что защиты горла как у доспехов Джикишинкаге-рю нет. Видимо, это означает, что техника цуки не применялась, а основа обучения была сконцентрирована на ударах по котэ и мэн.
Относительно техники цуки, имеется интересная запись о Оиши Сусуму (Oishi Susumu) из клана Янагигава (Yanagigawa) в период Тэмпо (1830-1844) использовавшего особенно длинный синай размером в 5 сяку 3 суна (приблизительно 167 см) чтобы нанести убедительное поражение известному фехтовальщику из Эдо с помощью ударов цуки и до.
Так случилось, что Оиши был не только владельцем собственной Оиши-Шинкаге-рю, но и имел лицензию на обучение в Ошима-рю содзюцу. Похоже, что он применил свои навыки толчковых ударов из содзюцу, чтобы получить полное преимущество над слабыми точками кендзюцу-богу.
Также, как это показано на некоторых иллюстрациях богу этого периода, в известной книге о Кендо Такано Сасабуро, к мэну была добавлена широкая защита горла.
Что-либо популярное в Эдо вскоре возвращалось в провинции, и не исключением была и защита горла. К примеру, простейший комплект богу ручной работы, созданный в 1836 году в небольшой деревне, сделан из бамбука и имеет чрезвычайно широкий протектор горла.
Другой комплект доспехов был также найден в этой же деревне, но имеет металлическую решетку мэна вместо бамбуковой и предположительно являет собой другое течение в стиле доспехов того времени.
Как можно видеть, модификация до металлической решетки, защита цуки-дарэ, покрытие сверху головы и защищающий верхнюю часть грудной клетки до, была, по всей видимости, адапитацией содзюцу-богу для кендзюцу. И наоборот, котэ первоначально были инновацией кендзюцу ставшей частью экипировки для содзюцу. Следовательно, обе формы боевой традиции использовали и улучшали нововведения друг друга, пока, в конечном счете, богу не стали такими, какими мы знаем их сегодня. С этого времени каноническая форма была установлена и эволюция богу перешла в период доводки отдельных элементов.
В шумном Эдо, в районах Кадзибаши, Атаго и Шитаяканари Каидо (Kajibashi, Atago, Shitayakanari Kaido) были склады, специализирующиеся на продаже богу и синаев. В журнале путешествий Шо-Коку Кайреки Ничироки (Sho-Koku Kaireki Nichiroku) Муты Такаацу (Muta Takaatsu) есть упоминание, что он заказал кожанный до в магазине Ничикаге-чо по цене в один рё. Также из текста можно узнать, что стоимость синая была 200 мун. Средняя стоимость синая была 200-270 мун.
В близком соседстве с районом, где было сконцентрировано много этих магазинов, стояло додзе Джикишинкаге-рю Наганумы, становившееся таким образом настоящей цитаделью кендзюцу. Более того, причина, по которой Бакуфу построил военную академию Кобушо — в этом районе была защита с моря, из-за близости к морю, а также то, что местность кишела адептами кендзюцу, и здесь было много снаряжения.
Вот великолепный рисунок из Ehon Azuma Asobi (1802) Кацушики Хокусаи, на котором изображена повседневная обстановка одного из таких магазинов. С первого взгляда мы можем увидеть фукуро-синай и бамбуковую защитную одежду висящие на стене, того, что является, видимо, традиционным магазином доспехов. Из этого можно заключить, что именно эти оружейники также заботились и о современной учебной экипировке.
Богу Бакиматсу
С прибытием черных кораблей Перри в Урагу, Японию заставили открыть двери Западу и торговля оружием и доспехами чрезвычайно выросла. Бакуфу был застан врасплох этими событиями и спешно заложил строительство национальной военной академии (вышеупомянутой Кобушо) в Эдо в 1855 году, чтобы поддержать обучение будзюцу.
Академия Кобушо ответственна за унификацию критериев свойственных богу и синаю, использующихся в обучении кендзюцу, которые до этого различались от школы к школе и от додзе к додзе. Кобушу также приложила усилия к уменьшению акцента на ката в пользу обучению с синаем и нормировала длину синая, не превышающую 3 сяку 8 сун (приблизительно 115 см). Это подняло кендзюцу на новый уровень, ставя его особняком от других школ и традиций. Упор на сиай также начал возрождение поединков между школами (taryu-jiai) и были разработаны более долговечные и портативные богу.
Ко времени когда правление Бокуфу близилось к концу, широко использовавшийся сделанный из одного куска кожи до, стал частью легкого для ношения набора доспехов. В случае с бамбуковым доспехом, область от груди до бедер была в основном прямой и негибкой, а кожаное до могло повторять линии тела. Также, в бамбуковых богу, до и тарэ были соединены в одно целое и тарэ состояло из трех защитных щитков. В кожаной же версии до и тарэ были раздельные и тарэ было улучшено добавлением двух дополнительных щитков. Мэн не отличался от используемого сегодня и состоял из 40 металлических планок, защищающих лицо. Вертикальная и горизонтальные планки были выпуклыми и достаточно прочными для защиты от тычков в лицо. Крылья мэна были того же размера что и защита горла, едва защищали плечи и были очень короткими по сравнению с современными. Зашита горла имело довольно солидную ширину, но не имела под собой дополнительной подкладки как у сегодняшнего мэна.
Примерно в это время до стали делать из бамбука, обтянутого сверху кожей. Главная часть стала округлой, очень похожей на до, используемое сейчас.
Богу после периода Мейдзи
С началом периода Мейдзи, кланы были распущены, и кендзюцу пришло в упадок. Спасти кендзюцу от исчезновения помогли выступления для развлечения масс и создание частных додзе отдельными энтузиастами кендзюцу.
Как я уже говорил, правительство Мейдзи реформировало армию по французскому образцу. Японцы пригласили французского военного советника Киля де Вилларе, который начал введение во французские методы фехтования. Этот стиль кендзюцу был позднее систематизирован и представлен в учебнике, на который была ссылка в начале статьи, Кендзюцу Кехан. Тогда был впервые использован термин богу и он указывает на французский стиль доспеха.
Однако, со временем, япония переместила военный фокус с французской системы на германскую. В вышеупомянутом учебнике, была сделана поправка, в которой оговаривалось, что японский стиль богу должен использоваться в практиках европейского фехтования одной рукой. Даже с этими изменениями в военной системе, традиционные японские богу продолжали использоваться и развиваться, и, например, новое до производилось массово с дополнительной защитой для подмышек и была также усилена его кривизна.
В период Тайсёо (Taisho, 1912-1926) массовое производство богу продолжилось и наряду с традиционными доспехами ручной работы появились машинного изготовления.
В период Сёова (Showa) котэ было укорочено, а крылья мэна удлинены, так, что в конце концов они стали закрывать всю поверхность плечей. Можно сказать, что на этой стадии эволюция богу закончилась.
Кстати, согласно каталогу 1932 года самые дорогие богу стоили 85 йен за комплект. Разбор составляющих стоимости показывает, что мэн (шаг прострочки 1 бу 5 рин, отделка из кожи, металлическая решетка) стоил 26 йен, котэ — 18 йен, до — 24 и тарэ — 17. Самый дешевый, бамбуковый комплект доспехов уходил за 10,5 йен. Кожаный до мог стоить в районе 20-30 йен. Если мы умножим эти цифры на десять тысяч, чтобы получить современный эквивалент, цена подскочит до 850000 йен (приблизительно $8000). Это показывает, что богу были в те дни отнюдь не дешевым товаром. Комплект богу, созданный умелым доспешником, считался скорее предметом искусства, нежели простой тренировочной одеждой.
Самое дорогое дзюдо-ги стоило 2,6 йен. Синее кендо-ги начального уровня стоило 2,9 йен с верхней границей до 6 йен. Детский синай стоил 0,4 йены, а цена синаев высшего качества доходила до 0,8-0,9 йен. Таким образом, можно утверждать, что цена самих богу была главным фактором, препятствующим популяризации кендо.
Послевоенные богу
Непосредственно в послевоенный период практика боевых искусств была запрещена. Вместо кендо был разработан новый вид спорта, объединяющий кендо и западную технику фехтования — синай-киоги (Shinai-Kyogi). Защитное снаряжение, использовавшееся в этой фехтовальной выдумке, было оговорено как «(1) Мэн, до и перчатки. (2) Маска должна состоять из металлической сетки спереди и по бокам. (3) Протектор должен состоять из толстой хлопчатобумажной ткани со вставленными прочными бамбуковыми или металлическими панелями. (4) Перчатки должны быть с длинным предплечье, усиленным жесткими панелями». Из описания снаряжения можно увидеть влияние на дизайн западного фехтования.
Всеяпонская Федерация Кендо официально начала существование в октябре 1952 года. В изданных в марте следующего года Положениях Сиай, провозглашалось, что «богу для кендо должны состоять из мэна, котэ, до и тарэ». Таким образом, довоенные богу были официально введены заново, очевидно отличаясь от принятых в синай-киоги. Был короткий период, когда оба стиля доспехов практиковались бок о бок, но в марте 1954-го Всеяпонская Федерация Кендо и Федерация Синай-Киоги объединились во всеобъемлющую Всеяпонскую Федерацию Кендо, которая, по существу ознаменовало конец синай-киоги.
Впоследствии, в моде были такие вещи, как котэ с пятью пальцами и дюралюминевое до, но больших изменений в стиле богу не было, так что можно говорить, о том, что они закончились. Конечно, еще стали — впервые в 1985 году — продаваться карбоновые синаи, и, наконец, разрешены в официальных сиаях 18-го марта 1987 года, и много людей пользуются ими сейчас.
Другой интересной разработкой в мире богу был мэн с плексигласовой защитой лица, появившийся на рынке в 1997 году. Вследствие популярности таких мэнов, Всеяпонская Федерация Кендо признала их использование в официальных сиаях в переработке правил 15-го марта 2000 года.
Будущее богу (кендо-гу)
В завершении статьи я хотел бы поделиться мыслями относительно будущего богу. Третья волна истории богу началась с официального изменения названия с догу на богу и, наконец, на кендо-гу. Эта новая эпоха богу олицетворяется изобретением карбонового синая и плексигласового мэна с широким обзором, каждое из которых изменило традиционный облик кендо. Я полагаю, что следующими вещами которые изменятся будут химо для мэна и до. Довольно удивительно, что даже японцы забывают, как правильно завязывать мэн и до. Я прогнозирую, что мэны будут делаться с использованием «липучек» (Velcro fastenings) и, возможно, в до тоже будет использоваться подобный материал. Похоже, что традиционное ремесло изготовления доспехов впадет в неизвестность, поскольку производственный процесс станет проще.
Также интересен вопрос традиций и инноваций в кендо. Сейчас в Японии ведутся жаркие споры о моменте посадки в сонке до и после матча, когда два кендоки также демонстрируют взаимное уважение в форме поклона стоя. Действительно ли необходимы обе формы этикета? Эта тенденция обсуждения рациональности определенных традиций, более чем вероятно приведет к тому результату, что будут выкинуты те стороны кендо, которые будут признаны бессмысленными. Даже если такое действие как сонке имеет значение, это подмывает к вопросу действительно ли оно необходимо в сиае. На победные позы и радостные жесты потрясания руками в воздухе после выигранного сиая в кендо смотрят неодобрительно. Это довольно часто можно видеть в дзюдо или сумо, но по каким-то причинам непростительно в сравнительно консервативных кругах кендо. Мы должны прояснить, что допустимо, а что — нет, поскольку это относится к прогрессу и изменениям, чтобы избежать нежелательных столкновений в будущем. Моя точка зрения на вопрос, то, что сегодня мир кендо должен серьезно отнестись к поддерживанию осторожного баланса между популяризацией и традициями.
http://www.shogunclub.ru/kendo.php?ArticleID=27