История кэндо

27.07.2009            Статьи о кендо и не только

Главная страница » Статьи о кендо и не только » История кэндо

текст взят с сайта клуба “Эйсинкан” перевод Андрея Арефъева

Эта заметка — перевод отрывка реплики Уильяма Бодифорда на форуме E-Budo, опубликованной в сентябре 2001-го года. Несмотря на то, что она взята с популярного интернет-форума, она, как все статьи и реплики Бодифорда, профессора Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, весьма точна в фактическом плане.
Заметка публикуется с разрешения профессора Бодифорда на основании соглашения о копирайте Creative Commons. См. также библиографию работ профессора У. Бодифорда.

kendo_postcard.jpgТрадиционные исторические хроники утверждают, что Наканиси Тюдзо Цугутакэ (умер в 1801) из Наканиси итто-рю популяризовал использование синая и защитного снаряжения, когда он ввел «соревновательные тренировки на бамбуковых палках» (синай утикоми кэйко) среди самураев, живших в Эдо (современный Токио), в эпоху Хорэки (1751-1763).

Современные исследователи поставили под вопрос это традиционное представление. Совершенно точно, что Наканиси Тюдзо Цугутакэ писал труды, в которых продвигал соревновательные тренировки на синаях, как средство развития тайминга, скорости и силы. И весьма вероятно, что Наканиси Тюдзо Цугутакэ был первым инструктором в Эдо, кто воспринял такие тренировочные методы.

Однако за пределами Эдо дело обстояло иначе. Вероятно, соревнования на синаях впервые появились в деревенских районах среди крестьян, которые хотели найти быстрый и безопасный способ соревноваться друг с другом. Популярность боевых искусств среди крестьян можно обнаружить, исследуя отчеты о соревнованиях по боевым искусствам, которые сохранились с 1840-ых годов и далее. Профессор Ватанабэ Итиро показал, что среди участников состязаний по фехтованию на территории нынешней префектуры Саитама примерно 80 процентов были простолюдинами, и только 6 процентов — самураями (т. е. высокопоставленными правительственными чиновниками). Абсолютное большинство происходило из Синдо мунэн-рю, Когэн итто-рю и Рюго-рю: трех деревенских традиций фехтования, которыми занимались преимущественно крестьяне.

Независимо от того, какую роль сыграл Наканиси Тюдзо Цугутакэ в развитии соревновательных тренировок на синаях, после того, как он учредил эту практику в Эдо, она стала чрезвычайно популярной… и чрезвычайно доходной. Соревнования на синаях позволили одновременно многим ученикам тренироваться в парах друг с другом без необходимости инструктору наблюдать за каждым. (Традиционная форма обучения в ката, напротив, всегда состояла в тренировках один на один с инструктором.) Инструктора получили возможность брать в обучение больше учеников одновременно и получать больше денег. Число занимающихся в академиях боевых искусств в Эдо увеличилось мгновенно. Многие стали брать в обучение горожан (тёнин, т. е. богатых торговцев и землевладельцев). Фехтование приобрело черты популярного времяпрепровождения, а не только воинской подготовки или неоконфуцианской дисциплины.

oldstyle-kendo999.jpgВ такой обстановке академии боевых искусств в Эдо, которые предлагали соревновательные тренировки на синаях, стали известны в народе, как «академии Итто-рю» независимо от того, к какой традиции они принадлежали. Другими словами сочетание «Итто-рю» стало сленговым обозначением всех стилей и школ соревнования на синаях. Постепенно такие соревнования стали называться «гэкикэн», или «гэккэн» (боевой меч). Таким образом, в народном сознании оказались связаны Итто-рю и гэккэн.

После того, как соревновательные тренировки на синаях стали популярными, публика стала оценивать академии боевых искусств на основании количества учеников, способных успешно выступать в состязаниях на синаях. Инструктора фехтования стали отказываться от отработки ката и тех техник, которые подчеркивались в таких тренировках. Вместо этого они уделяли внимание разработке новых приемов и методов тренировки, направленных на то, чтобы помочь ученикам добиваться успехов в соревнованиях. Победа стала основной целью. Любые приемы были разрешены. (Интересно, что многие инструктора впервые разработали уколы одной рукой при помощи длинного и тонкого синая в манере, похожей на западное фехтование.) В такой соревновательной обстановке ни один инструктор не был столь успешен, как Тиба Сюсаку Наримаса (1794-1855) из Хокусин итто-рю. Катода Хэйхатиро в своем «Хигаси асоби никки сё» (Дневник путешествия на восток) описывает серию матчей, в которых он и его попутчики участвовали в зале Тиба Сюсаку Наримаса. Катода и его друзья потерпели сокрушительное поражение от учеников Тиба, многие из которых использовали синаи больше 6-ти футов длиной для сметания противника с ног (аси барай). Но своим успехом ученики Тиба были обязаны не только своим длинным синаям. Тиба Сюсаку Наримаса разработал арсенал из 68-ми приемов для дуэлей на синаях. Множество вариантов этого арсенала было записано учениками Тиба и распространялись в качестве ключа к успешному участию в соревнованиях. Таким образом, список Тиба из 68-ми приемов с синаями заложил стандарт мастерства в соревнованиях на синаях с 1850-ых по 1920-ые годы и далее.

В 1868-м году правление Токугава закончилось, и Япония приняла официальную политику модернизации и индустриализации. Все аспекты жизни общества изменились. Общенациональная система обязательного образования была учреждена в 1872-м, призыв крестьян на военную службу начался в 1873-м, а в 1876-м вышел запрет на открытое ношение мечей гражданскими лицами. За исключением бандитов, полицейских и военных для большинства населения дуэли на мечах перестали быть реальной перспективой.

kendo-old.jpgДля того, чтобы соревнования на бамбуковых палках сохранились, нужно было, чтобы они соответствовали нуждам людей в этом новом мире. В частности, нужны были новые методы групповых тренировок, упражнения для сбалансированного физического развития, основы гигиены, правила, запрещающие недопустимые приемы, судьи, следящие за соблюдением правил, процедуры проведения соревнований, призванные обеспечить безопасность более слабых участников, спортивная этика и идеологическая программа, соответствующая политическим целям нового государства. В эту трансформацию оказались вовлечены многие, но максимальное влияние оказал Такано Сасабуро (1863-1950) из Оно-ха Итто-рю. Такано был инструктором в Токё сихан гакко (Токийском педагогическом колледже). Директором этого колледжа был Кано Дзигоро (1860-1938). Здесь появилось первое в Японии отделение физической культуры, и это было первое учебное заведение, где готовили инструкторов боевых искусств для государственных школ. Такано Сасабуро взял 68 приемов с синаями Тиба Сюсаку Наримаса и сократил их число до 50-ти, модифицировав их для использования школьниками с относительно короткими синаями (которые, тем не менее, были длиннее, чем большинство стальных мечей). Такано Сасабуро разъяснял свою учебную программу в книгах «Кэндо» (1915; переиздана в 1984), «Нихон кэндо кёхан» («Руководство для преподавания японского кэндо», 1920) и «Кэндо кёхан» («Руководство для преподавания кэндо», 1930; переиздана в 1993). Как видно по датам переиздания, учебники Такано изучают до наших дней.

После поражения Японии в 1945-м и ее оккупации войсками союзников, публичное обучение кэндо было запрещено из-за его вовлечения в военную пропаганду. Его реабилитировали только в 1953-м году, когда началась война в Корее. Сначала его переименовали в «фехтование на бамбуковых палках» (синай кёги) и разрешили преподавать только если (говоря словами Министерства образования) его преподают «не как воинский путь (будо), а как атлетический спорт в той же манере, что и другие виды атлетического спорта». С этой целью снова стало необходимым разработать новые методы тренировок, новые правила, запрещающие недопустимые приемы, новые процедуры проведения соревнований, новые нормы спортивного поведения и новая идеологическая программа, соответствующая демократическим политическим целям послевоенной эпохи. В проведении этих послевоенных преобразований никто не столь же доминирующую роль, как Такано Сасабуро до войны. (И на самом деле техника современного кэндо состоит преимущественно из тех же 50-ти приемов, которые Такано перенял у Тиба Сюсаку, хотя они были систематизированы, переименованы и преподаются по-новому.) Однако можно смело утверждать, что мало кто оказал такое же влияние, как Сасамори Дзюндзо (1886-1976) из Оно-ха Итто-рю. Сасамори был христианином, выпускником Университета Васэда (1910 г.); в 1915-ом он был представителем Японии на мирной конференции в Вашингтоне, а потом учился в Университете Денвера (где получил степень доктора философии в 1927-ом году). В 1946-ом Сасамори был избран в первое послевоенное правительство Японии, что говорит о том, что его идеологические взгляды были одобрены оккупационными властями. Сасамори стал президентом основанной им в 1950-ом году Дзэн Нихон синай кёги рэнмэй (Всеяпонской федерации фехтования на бамбуковых палках). Всю свою послевоенную карьеру в правительстве и в высшем образовании он продвигал спортивное кэндо как социально полезную активность, совместимую с демократическим обществом. Кроме многочисленных книг по кэндо Сасамори написал в 1965-ом году книгу «Итто-рю гокуи» («Глубинные секреты Итто-рю»), в которой он приводит подробное (хоть и «официальное») изложение истории и техники Итто-рю. Эту книгу стоит иметь каждому, кто интересуется японским фехтованием. Она была переиздана в 1986-ом году.

©2001 William Bodiford

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

© 2017 Московский клуб кендо Манэки-Нэко ·  Дизайн и техподдержка: Goodwinpress.ru