«Уравнение камаэ»

Перевод Ворожцова Марата Московский клуб кендо «Манэки — Нэко»

Оригинал статьи – http://kenshi247.net

«Kamae equation» by George McCall

Красивое камаэ – предпосылка красивого кендо.
Каждый инструктор подчеркивает, что важно развивать хорошее камаэ. Без правильной стойки, как категорично утверждают многие сенсеи, невозможно правильное кендо. Только при правильном камаэ вы можете корректно исполнить технику и, следовательно, показать красивое кендо. Соответственно, если в вашем камаэ есть дефекты, то оно приведет только к неправильным, неточным ударам, даже если выполнять технику быстро и сильно.
Что называется правильным камаэ?
С легкостью можно привести диаграмму, определяющую корректность камаэ, но суть в том, что каждый годами развивает свое собственное камаэ, исходя из особенностей своего тела. Длина рук и ног, рост и ширина, соотношение длины туловища и длины ног и т.д. – все эти параметры являются частью так называемого «уравнения камаэ».
Камаэ каждого кендоки меняется много раз с начала его кендо-пути. Это естественная часть прогресса, и учителя не только должны побуждать своих опытных учеников задумываться об их камаэ, но и принимать во внимание физические различия. Мы также должны быть в курсе изменений, происходящих с нашим телом, и их влияния на кендо. Однако для начинающих или менее опытных студентов лучше всего придерживаться единого стиля в стойке, пока они не станут более опытными.
Все, что следует далее, не претендует на объяснение или расширение вышесказанных слов в полной мере, а просто показывает различие форм, которое может быть исследовано в процессе изучения камаэ. Вам решать, продолжать ли поиски дальше.
Чудан-но-камаэ
Сегодня каждый сенсей в своем додзе имеет собственный основанный на опыте стиль кендо, включая собственное камаэ. В широком смысле чудан-но-камаэ делится на два главных и одинаково приемлемых типа: прямое камаэ (собственно чудан-но-камаэ) и открытое камаэ (сейган-но-камаэ).
  • Прямое камаэ
У сенсеев на первых двух фотографиях тело прямое, бедра развернуты вперед, и синай/меч направлен точно прямо. Этот стиль преподается детям и начинающим, и мы должны использовать именно его, выполняя кендо-ката. Это камаэ общепризнанно является самым распространенным типом среди рядовых кендок.
  • Открытое камаэ
Заметно, что у сенсеев на последних двух фотографиях тело слегка открыто слева (бедра развернуты диагонально, и левая нога также иногда немного развернута), их левый кулак смещен влево, а синай указывает вправо. Этот тип камаэ часто встречается у старших и/или более опытных кендок в Японии. Вероятно, это камаэ является более классической и традиционной формой того, что мы называем «чудан» сегодня.
Открытое камаэ выше было названо сейган-но-камаэ, но эта терминология в последние годы почти не используется (иногда сейган-но-камаэ называют стойку, принимаемую против дзедан-но-камаэ). В сущности, оба описанных камаэ могут без ошибки именоваться «чудан».
Прямое камаэ (чудан) и центральная линия
Обычно под «центром» понимают линию, направленную из кенсена на вертикальную ось оппонента, проходящую от его макушки до живота. «Семе-ай» (semeai) – это противостояние, выявляющее, кто сможет контролировать центральную линию и в итоге занять лучшую позицию для нанесения результативного удара. Семе-ай хорошо работает при обычном чудане, описанном выше, но при сейгане кенсен указывает на линию, проходящую в левой части тела оппонента и соединяющую его левый глаз с животом. Следовательно, в данном случае семе-ай будет немного другим.
Существует еще одно объяснение центра, согласно которому это не линия, а область (иногда треугольная), в пределах которой можно свободно двигать кенсен, оказывая давление на оппонента.
В любом случае, центр – это размытое понятие, сочетающее в себе психологические и физические аспекты, и понимание центра приходит только после долгих лет тренировок.
Чудан и сейган
Стоит задумываться, кто использует тот или иной тип камаэ и почему, а также какие типы лучше подходят для выполнения вадза. Кроме того, важно учитывать все нюансы своего кендо или кендо своих учеников (возраст, опыт, телосложение и т.д.), когда дело доходит до изучения камаэ и того, что определяется типом камаэ (семе-ай, выполнение техник и т.д.). Учитывая все это, вы можете развить правильное камаэ, которое подходит конкретному человеку, приближая тем самым себя и остальных к достижению общей цели – правильному и красивому кендо.