Прошлое и будущее женского кендо Развитие послевоенного кендо и Cетсуко Кобаяши

31.07.2012            Статьи о кендо и не только

Главная страница » Статьи о кендо и не только » Прошлое и будущее женского кендо Развитие послевоенного кендо и Cетсуко Кобаяши

Хироси Одзава 8 дан кендо кеси Профессор Tokyo Science University

Перевод Ворожцова Марата Московский клуб кендо “Манэки-Нэко”

Женское кендо – Начало

Как правило, в истории указывают событие и дату, когда оно произошло. История женского кендо не является исключением.

В 1952 году, спустя 7 лет после Второй Мировой войны, была основана Всеяпонская Федерация Кендо, и девушки в школе тоже начали им заниматься. Йошимитсу Такеясу, президент Всеяпонской Федерации Кендо, в «50 лет истории кендо» пишет следующее:

«Когда школьное кендо было возобновлено, одновременно с введением новой системы обучения, при которой ученики обоих полов стали учиться вместе, женское кендо начало набирать популярность».

Конечно, новая система обучения стала одной из причин зарождения женского кендо, но не единственной. Послевоенное кендо имело новую концепцию, меняющую его форму до такой степени, что женщины тоже смогли заниматься. Благодаря этой концепции кендо стало видом спорта, но при этом сохранило свои уникальные черты будо.

Новичку может показаться, что кендо в исполнении двух людей – это бой. Однако если проанализировать это с точки зрения психологии, можно обнаружить, что кендоки получают удовольствие от процесса и не пытаются причинить вред друг другу. Им приятны формальности кендо, они осознают важность упражнений, и поэтому цель кендок – упражняться и улучшать свою технику. Таким образом, когда такая концепция кендо была введена в школе, акцент делался на ее отличие от довоенной концепции, что и позволило женщинам приступить к занятиям.

В следующей части будет описана жизнь Сетсуко Кобаяши, второй обладательницы 7 дана в истории женского кендо и победителя первого Женского Чемпионата Японии по Кендо, который был проведен на волне растущей популярности кендо среди женщин.

Первый Женский Чемпионат Японии по Кендо

Вышеупомянутый чемпионат был проведен после основания Федерации. Хатсуэ Такано была первой женщиной, сдавшей на 7 дан, а второй стала Сетсуко Кобаяши 8 мая 1991 года.

Чемпионат был выдающимся событием в истории кендо. Он проходил 3 мая 1962 года как часть 10-летнего юбилея Соревнования по Кендо между Востоком и Западом Японии (All Japan East vs West Kendo Competition). Кандидатами на участие выступили восемь женщин со всей страны. Финальный бой шел между представителями Токио Сетсуко Кобаяши (в то время Ягинума) и Тамаэ Фуджино (в то время Накамура), которые заняли первое и второе места соответственно.

Маюми Отсука в работе «Энциклопедия кендо» писал:

«Женское кендо стало популярным в течение 1960-70-х гг. До этого женщины преимущественно практиковали нагината, за исключением тех, кто находился в особом окружении».

Отцы Кобаяши и Фуджино были учителями кендо и имели собственные додзе. Третьего мая 1963 года состоялся второй Женский Чемпионат, который снова выиграла Кобаяши. Фуджино поделила третье место с Йоко Такано, первой дочерью Такеши и Хатсуэ Такано.

Четыре сестры клана Ягинума

Автор взял интервью непосредственно у Сетсуко-сенсей. По его мнению, жизнь Сетсуко отражает историю женского кендо в двух отдельных периодах: до и после войны.

Тессуи Ягинума, отец Сетсуко, преподавал кендо в Кодогикай (Сендагайя, Токио). До войны он был ответственным за юношеское кендо. После войны, примерно одновременно с основанием Федерации, Тессуи открыл додзе Тобу-суймейкан в Фукагаве и стал известным, обучая там тысячи студентов. У него было четыре дочери: Сетсуко, самая старшая, родилась в 1938 году, Эмико в 1940, Сатико в 1943 и Хисаэ в 1946. Все они занимались у Тессуи и были талантливы в кендо. Именно поэтому история четырех сестер является одновременно историей семьи Ягинума и додзе Тобу-суймейкан.

Сетсуко начала заниматься кендо в пятилетнем возрасте, в 1943 году, когда отец привел ее в свое додзе. В то время многие девушки занимались нагината, но Сетсуко посвятила себя кендо, уделив нагината совсем немного времени. Я хотел узнать причину таких предпочтений, но Сетсуко не помнила ее, потому что была слишком маленькой. Тессуи Ягинума преподавал кендо, физическую культуру и китайскую литературу в Третьей Коммерческой Школе Токио, поэтому Сетсуко занималась там же вместе со студентами.

Тессуи преподавал кендо как в школе, так и в Кодогикай, но в мае 1945 додзе пострадало от американской зажигательной бомбы и было закрыто. Три месяца спустя война завершилась, и кендо запретили. Сетсуко прекратила занятия, как и многие другие кендоки.

После войны Тессуи возобновил преподавание в той же школе. Она находилась по соседству с военной школой, и члены семьи Ягинума жили в одном из зданий ее комплекса. Военная школа занимала достаточно большую площадь, и Тессуи начал преподавать кендо там. Так было основано новое додзе Тобу-суймейкан.

Фотография ниже была сделана примерно в 1955 году. На ней я вижу образ вежливых и воспитанных японцев, воплощенный в уважении дочерьми своего отца, убежденного, что они должны учиться и строго дисциплинировать себя посредством кендо как японские граждане. Из всех фотографий именно эта произвела на автора сильное впечатление. Идея «я ударил – меня ударили, я выиграл – я проиграл, сильнее и слабее, и т.д.» уступает место глубине японской культуры и истории, которая находит отражение в этой фотографии и показывает особую силу японского народа.

В 2012 будо станет обязательным предметом во всех высших школах Японии. Я верю, что ученики, практикующие будо, будут учиться дисциплине и развивать себя как воспитанного гражданина Японии.

Карьера в кендо и преподавание Сетсуко Кобаяши

В честь 500-летия Токио, 13 октября 1956 года Третья Коммерческая Школа Токио организовала Чемпионат по Кендо среди студентов. Прошло всего четыре года с момента образования Всеяпонской Федерации Кендо 14 октября 1952 года. Это явно показывает, каким решительным и упреждающим был Тессуи.

На чемпионате присутствовало всего две девушки: 18-летняя Сетсуко и ее младшая сестра, 16-летняя Эмико. Сражаясь с мужчинами, Эмико проиграла во втором раунде среди студентов первого года обучения, но Сетсуко выстояла до четвертого раунда среди студентов третьего года обучения. Более того, сестры гордо продемонстрировали ката на церемонии открытия.

Время от времени две сестры показывали ката вместе. Например, на церемонии демонстрации будо в Храме Томиока Хатимангу они выполняли ката с настоящими мечами. Во время второй ката с кодати люди даже видели искры. Сетсуко-сенсей смеется и рассказывает, что вскоре после этого события они сделали края мечей тупыми. Нужно быть отважным, чтобы использовать настоящие мечи в ката, даже будучи довольно молодыми. В 1955-64 гг Сетсуко демонстрировала Хокусин-Итто-Рю (Hokushin-Itto-Ryu) с Тессуи в том же месте. Тессуи использовал пару оникоте (onigote), которые он сделал сам. В настоящее время Хокусин-Итто-Рю практикуется маленьким числом людей в Токио, но Сетсуко одна из них.

Эмико, вторая по старшинству дочь в семье Ягинума, получила 3 дан по дзедо у Хакудо Накаяма. Кроме того, после специальных ежегодных зимних тренировок в Тобу-суймейкан она занималась в Сюсейкан-додзе, владельцем которого являлся Тамоджиро Симицу. Там Эмико встретила Магоджиро Такано, который тренировал ее во время посещений додзе. Если верить Эмико, его удары были довольно жесткими – настолько хорошо работали его кисти.

Сатико, третья дочь Тессуи, преуспела в йайдо. На фотографии сверху Сатико еще студент. Мне показалось, что меч Сатико слишком велик для нее, и Сетсуко пояснила, что ее сестра использовала меч своего отца, который немного длинноват, но, очевидно, это не мешало его выхватывать.

Между прочим, в моей юности наградами за демонстрации и чемпионаты часто являлись хозяйственные товары, такие как раковина для умывания, металлические раковины и вешалки. Однажды меня наградили национальным флагом. Такое явление наблюдалось и при демонстрациях в Храме Томиока Хатимангу, поэтому Сетсуко-сенсей тащила бы за собой тележку по городу на велосипеде, собирая награды от магазинов.

Во время празднования рождения наследного принца Нарухито (23 февраля 1960 года) было решено провести Всеяпонский Чемпионат среди 7-х и 8-х данов. Он состоялся 29 апреля того же года. Демонстрация была подготовлена женской группой кендок в форме shido-geiko (тренировка, где мотодачи выступает в качестве учителя). Хатсуэ Такано была мотодачи, первым учеником была ее старшая дочь, 16-летняя Йоко, вторым учеником была 20-летняя Эмико, а третьим учеником являлась 22-летняя Сетсуко.

За день до демонстрации они выполняли учикоми-кейко и какари-кейко в гимназии Koraku-En. До этого Сетсуко ни разу не занималась с другими женщинами-кендоками, кроме своих сестер, хотя имела почти 20-летний кендо-опыт. Еще Сетсуко-сенсей сказала мне, что она помнит смешанные чемпионаты так же хорошо, как демонстрации.

Мы говорили о былых временах. Сетсуко заметила, что она была в Ханю, когда узнала, что я там родился. Во время в 1955-64 гг проходил чемпионат в Бисамонтен в Ханю (префектура Саитама), и Сетсуко-сенсей принимала в нем участие по приглашению моего отца Такаши Одзава. «Если я не ошибаюсь, сиаи там проводились на территории кухни».

Существовал Национальный Чемпионат, на котором присутствовали представители всех префектур Японии. Токийский Чемпионат являлся подготовительной частью к этому событию, и Сетсуко была единственной женщиной на нем. Во время чемпионата ее победил Ясухиро Нишияма, набрав на одно очко больше. Также во время первого Всеяпонского Чемпионата среди женщин Сетсуко выполняла кендо-ката. Первый раз в истории женщины показывали ката на национальном событии. На этом настоял Хироюки Конума, который был уверен, что на женском чемпионате ката должны исполнять женщины. В паре с Сетсуко была Эйко Наката (7 дан, кеси). Они готовились к демонстрации в додзе Токийской полиции, где их наставниками были Такеши Накамура и Таданори Ота.

Экзамены на 6 и 7 дан

У Сетсуко был 10-летний перерыв в кендо с 1965 по 1975 годы. Когда она снова начала заниматься, ей было 37 лет. В то время ее сестра Эмико попросила помощи в преподавании юношеского кендо, и Сетсуко начала заниматься самостоятельно, думая, что учителя должны быть на хорошем уровне. Примерно тогда она познакомилась с Эйзо Акао (8 дан кендо, ханси). «Было замечательно встретить такого человека» – говорит Сетсуко. Она тренировалась со своим сыном, который начал заниматься в начальной школе. Под руководством Акао-сенсея Сетсуко стала посещать среднюю школу в качестве учителя, когда ее сын перешел туда. После 40 лет Сетсуко делала попытки сдачи на 7 дан и сдала с пятой попытки. Во время четвертой попытки Акао-сенсей сказал ей:

«Недостаточно просто показывать хорошее кендо. Ты должна впечатлить экзаменаторов». Она до сих пор помнит этот совет.

История всего женского кендо отражена в сдаче Сетсуко на 6 дан. Примерно в 1980-1984 гг проходила аттестация в полиции Тойосака, но женские раздевалки были недоступны. Немного подумав, Сетсуко решила переодеться в кафе внутри здания полиции. Внезапно появился мужчина, учитель кендо, и стал ее отчитывать. Сетсуко объяснила ситуацию, и он помог ей найти подходящую комнату. Впоследствии она стала переодеваться в уборной, и, похоже, отсутствие женских раздевалок всегда было проблемой.

Примерно в те года количество женщин-кендок увеличивалось, но удобства для них все еще отсутствовали. В 1985 году Сетсуко сдала на 6 дан в возрасте 47 лет. После этого она нашла женскую группу кендо в Реншинкан-додзе (ее вел Хиеши Секинэ, 8 дан, ханси) и стала там заниматься. Она прозанималась примерно 18 лет, пока додзе не закрылось из-за болезни учителя.

Занимаясь у Секинэ-сенсея, Сетсуко чувствовала его уважение Акао-сенсею. Они оба были настоящими учителями Сетсуко после 10-летнего перерыва. Секинэ-сенсей учил ее духовному кендо. Пока они не узнали друг друга очень хорошо, сенсей никогда не давал ей ударять и подолгу не показывал моменты для атаки. Акао-сенсей учил ее включать в работу правильные мышцы, что было полезным для кендо Сетсуко. Он всегда говорил о значимости основ. «Без хорошо закрепленных основ мы не сможем правильно ударять. Поэтому база очень важна» – говорил сенсей.

Он также был строг по поводу камаэ. В 1991 году Сетсуко сдала на 7 дан в возрасте 53 лет. Акао-сенсей поздравил ее, сказав:

«Впредь усердно старайся, чтобы развивать женское кендо».

С тех пор Сетсуко занимается «кендо для девушек», основываясь на своем опыте и уроках Акао и Секинэ-сенсеев.

Женщина обучает женщин

Женщины физически слабее мужчин, поэтому им трудно исполнять мощные удары. Но Сетсуко-сенсей говорит, что женщины могут по-другому выражать свое кендо. Она использует специфический подход во время своих тренировок. Дело в том, что для женщин очевиднее реализация процесса под руководством женщины, нежели под руководством мужчины, они чувствуют себя ближе к учителю. Это позволяет больше сосредоточиться на деталях именно женского кендо.

Фотография была сделана, когда автор посетил тренировку в Itsukaichi Fine-Plaza в Акируно, Токио. Каждый четверг с 11-00 до 13-00 проходит тренировка только для женщин. Возраст занимающихся варьируется от 30 до 70 лет, и Сетсуко-сенсей объясняет, как заниматься кендо как можно дольше. Для всех возрастных категорий программа тренировки одинакова. Субури во время разминки было много, и они выполнялись с боккеном. Я ожидал, что некоторые прервутся на отдых, но этого не произошло. Сетсуко-сенсей с улыбкой сказала, что для нее является честью, когда более молодые уважительно смотрят на нее, даже несмотря на то, что ей уже много лет. Во время той тренировки они поменяли руки местами так, что левая оказалась выше правой. Мне стало интересно, что случится. Они начали бить мэн из зеркального камаэ. Самым удивительным было то, что их движения не отличались от движений при обычной стойке. Базовый удар мэн выглядел чистым.

Сетсуко-сенсей также подчеркивала важность сонкё. Мы должны сидеть в сонкё не дрожа и не шатаясь, чтобы улучшать мышцы нижней части туловища. Этого можно добиться, если развиты мышцы ног. Автор согласен, что сонкё должно приниматься правильно, за исключением людей с травмами колена. Кроме этого, Сетсуко-сенсей вспомнила наставление Секинэ-сенсея: «С возрастом твое тело слабеет, поэтому в кендо никогда нельзя полагаться только на него. В тренировках не забывай повторять шаг вперед и ударное движение». Она до сих пор следует этому.

Сетсуко-сенсей принимала участие в Токийском Фестивале Кендо и Киото Тайкай. «Я сделала это, чтобы проверить свой прогресс в кендо» – объясняет она. Также это помогает узнать, сможет ли она повторить то, чему учит своих студентов. «Когда то, чему ты учишь, расходится с твоим собственным кендо, то пора уходить».

Будущее женского кендо

Напоследок я спросил Сетсуко-сенсей о будущем женского кендо. Кендо стало популярным среди мужчин и женщин, и все они стараются работать быстро. Однако я думаю, что в кендо одной скорости недостаточно. Когда человек становится старше, ему все труднее работать быстро. Также физическая сила будет уменьшаться с сокращением времени тренировки. Но кендо может быть разнообразным в своих основах, и мы должны тщательно изучать их и подстраивать под свой возраст. Учение Сетсуко-сенсея построено на следующей идее:

«С возрастом твое тело становится слабее, поэтому ты никогда не должен полагаться только на упражнения. Следует постоянно тренировать «шаг вперед и удар». Если регулярно повторять эту последовательность, в нужный момент мозг пошлет сигнал о необходимости действовать, и мы должны быть уверены, что тело последует этому сигналу. Вот почему мы оттачиваем основы».

Карьеру Сетсуко-сенсей в кендо можно разделить на два периода: с 1943 до 1965 и с 1975 до настоящего момента. Первый этап – это кендо исключительно в додзе отца Тессуи, а второй этап – совмещение кендо-учений Акао и Секинэ-сенсеев. По мнению автора, в этом и кроется причина особого открытого мышления Сетсуко и глубина ее кендо.

Оригинал статьи – http://www.kodokankendo.org

«The History and the Future Direction of Female Kendo»

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

© 2017 Московский клуб кендо Манэки-Нэко ·  Дизайн и техподдержка: Goodwinpress.ru