КЛЮЧ К ПОБЕДЕ. Учение о «полноте» и «пустоте» в дальневосточной традиции воинских искусств

23.01.2011            Интересно, Статьи о кендо и не только

Главная страница » Интересно » КЛЮЧ К ПОБЕДЕ. Учение о «полноте» и «пустоте» в дальневосточной традиции воинских искусств

Enso Алексей Горбылёв shigetsu@mail.ru

обсуждение темы у нас на форуме

Одной из самых характерных черт дальневосточной традиции воинских искусств является стремление понять и сформулировать наиболее общие законы, приложимые к столкновению любого масштаба, будь то сражение между двумя армиями или рукопашная схватка. Познание этих законов мыслится как залог гарантированного достижения победы в бою. Как писал великий китайский теоретик военного дела Сунь-цзы, «тот, кто хорошо сражается, стоит на почве невозможности своего поражения и не упускает возможности поражения противника».
Каким же образом это достигается? Как же все-таки одерживают победу? «Наука верховного полководца состоит в умении оценить противника, организовать победу». Но что именно подлежит наблюдению и оценке? «Полнота» (яп. дзицу) и «пустота» (яп. кё), – отвечает все тот же Сунь-цзы.

Учение Сунь-цзы о «полноте» и «пустоте»
Под «полнотой» Сунь-цзы подразумевает полноту боевой подготовки, способность к активным действиям, полную неуязвимость для противника. Под «пустотой» же имеется ввиду несовершенство подготовки, слабая способность к действиям, уязвимость. Вместе с тем слово «полнота» Сунь-цзы прилагает и ко всякому частному случаю, называя так всякий сильный пункт; словом же «пустота» он называет любой слабый, уязвимый пункт.
Именно за этой «пустотой» у противника, за его дефектами, недостатками, слабыми, уязвимыми сторонами и должен следить полководец, и здесь очень важно, чтобы он умел оценивать, так как лишь опытный глаз может открыть наличие уязвимого пункта.
В битве пустоте противника следует противопоставить свою полноту, его уязвимости – собственную неуязвимость, причем именно там, где обнаружилась уязвимость противника. Если у противника обнаружилось утомление, нужно противопоставить ему свежесть своих сил; если у него появился недостаток боеприпасов, нужно противопоставить полноту своего снабжения и т.д. Полководец, сумевший открыть уязвимый пункт противника и противопоставить ему свою собственную неуязвимость, уже тем самым гарантировал себе победу, которую сражение лишь оформляет. Используя понятия «полноты» и «пустоты», Сунь У уподобляет удар уже победившей армии по армии, уже, в сущности, побежденной, удару «камнем по яйцу», «полным по пустому».
Итак, победа есть результат столкновения полноты у себя с пустотой у противника.
Однако, «пустота» и «полнота» взаимопреходящи, Японский комментатор Огю Сорай пишет: «Полнота и пустота так меняются, так переходят друг в друга, что между ними нельзя просунуть даже тончайшего волоска. То, что до сих пор было полнотой, вдруг меняется и становится пустотой; то, что до сих пор было пустотой, вдруг меняется и становится полнотой. Как нет раз навсегда установленной полноты, так нет и раз навсегда установленной пустоты».
Учение о «полноте» и «пустоте» в японских бугэй

Эти идеи были глубоко усвоены последователями японских воинских искусств. Не существует ни одного направления будзюцу или будо, в которых бы наставники не подчеркивали значения различения «полноты» и «пустоты». Вот что пишет об этом мастер кэндо Мураками Сададзи в своей популярной книге «Кэндо нюмон» («Введение в кэндо»):
«Говорят, что Ёсиока Киити хоган1 вручил Минамото Ёсицунэ2 следующее наставление:
«Когда приходят – встречай, когда уходят – провожай, когда противостоят тебе – гармонируй. Пять и пять – десять, два и восемь – десять, один и девять – тоже десять, достигай гармонии в соответствии [с этим принципом], Следи за «полнотой» и «пустотой», помни о невидимом, Большое покрывает большую площадь, малое проникает в мельчайшие частицы. Смерть и жизнь заключены в благоприятном моменте (кикай); отвечай на изменения вовремя. Имея с чем-либо дело, не двигай сердце (сознание)».

Кроме этого наставления, в кэндо издревле было очень много наставлений о “пустоте” и “полноте”. Говорят, что нужно наносить удар по “пустоте” и избегать “полноты”».
«Дзицу», «кё», «суки» и «кикай»
Вокруг этой концепции в японских воинских искусствах сложился специфический понятийный аппарат, включающий такие понятия как дзицу – «полнота», кё – «пустота», суки – «дыра» – и кикай – «благоприятный момент». Все четыре этих понятия неразрывно связаны друг с другом, хотя разные специалисты трактуют их по-разному.
Мураками С. указывает, что «кё» («пустотой») называют момент возникновения суки – «дыры» («щели», «удобного момента», «невнимательности», «слабого места»). При этом суки он сравнивает с «отверстием, через которое проходит ветер или проникает луч света».
Кё – это состояние противоположное дзицу (полноте), т.е. такому состоянию, когда, как пишет Мураками, «дух (сэйсин – дух, душа, намерение) и энергия (кибун – самочувствие, настроение, расположение духа) доведены до полноты (до совершенства), это состояние бдительности, полной сосредоточенности, когда нет ни малейшего суки».
Далее Мураками подчеркивает взаимообусловленность и взаимопреходимость полноты и пустоты:
«Если у человека где-то имеется полнота, то с противоположной стороны у него – пустота. Например, когда человек хорошо защищает правую сторону, с левой стороны у него образуется пустота, и наоборот, когда человек хорошо защищает левую сторону, с правой стороны у него образуется пустота; если есть сильное место, обязательно есть и слабое место, на которое противник может легко напасть. Избегать «полноты» и наносить удар по «пустоте», избегать энергичности (силы – эйки) и наносить удар по инертности (вялости – даки) – вот что ценится в кэндо превыше всего».
Почти то же самое говорит и Со Досин, основатель Сёриндзи-кэмпо, в своем фундамен¬тальном труде «Сёриндзи-кэмпо кёхан» («Учебник по Сёриндзи-кэмпо»):
____________________________________________________________________________________________
1 Ёсиока Киити хоган – легендарный знаток военного искусства XII в., специалист по га¬даниям по инь и ян, и по китайской книге по военному делу «Лютао» («Шесть стратегий»),
2 Минамото Ёсицунэ – выдающийся японский полководец второй половины XII в
.
_____________________________________________________________________________________________
«Полнота (кё) и пустота (дзицу) изначально есть и у врага, и у меня. Когда используют термины пустота и полнота применительно к тактике боя, говорят, что нужно избегать пол¬ноты противника и поражать его пустоту или посредством собственной полноты поражать пустоту противника.

В трактате «Сунь-цзы» словами «выступив туда, куда он (враг) непременно направится, самому направиться туда, где он не ожидает» разъясняется принцип удара по пустоте. Затем дается следующее наставление относительно пустоты и полноты: «Тот, кто проходит тысячу ли и при этом не утомляется, проходит местами, где нет людей. Напасть и при этом наверняка взять – это значит напасть на место, где он не обороняется».
И далее: «Форма у войска подобна воде: форма у воды – избегать высоты и стремиться вниз; форма у войска – избегать полноты и ударять по пустоте. Вода устанавливает свое течение в зависимости от места; войско устанавливает свою победу в зависимости от противника. Поэтому у войска нет неизменной мощи, у воды нет неизменной формы. Кто умеет в зависимости от противника владеть изменениями и превращениями и одерживать победу, тот называется божеством, Поэтому среди пяти элементов природы нет неизменно побеждающего; среди четырех времен года нет неизменно сохраняющего свое положение. У солнца есть краткость и продолжительность, у луны есть жизнь и смерть».

В общем, в бою нужно избегать полноты противника и поражать его пустоту. Именно способность четко откликаться на изменения противника, реагировать соответствующим образом и изменяться, и есть основа достижения победы. Того, кто способен изменяться таким образом, Сунь-цзы и называет «божеством».
Говоря, насколько это возможно, конкретно, это означает застигать врага врасплох, ата¬ковать всей силой совершенно незащищенное место, а также распылять силу противника, показывать, что собираешься ударить рукой, и наносить удар ногой. Если будешь пользоваться фазами дыхания «а» и «ун» (вдох и выдох), это будет подобно тому, как проходить тысячу ли местами, где нет людей, будешь побеждать, не испытывая усталости».
Ситуация, когда боец может противопоставить свою полноту пустоте противника, в воинских искусствах называется «кикай» – «благоприятный момент».

Согласно теории, своевременный захват инициативы и использование удобного момента для овладения ситуацией является необходимым условием для достижения победы. Как пишет основатель школы каратэ Гэнсэй-рю Сюкуминэ Сэйкэн в своей книге «Син каратэ-до кёхан» («Учебник по новой школе каратэ-до»), «пословица гласит: “Когда найдено сокровище, нужно найти подходящий момент, чтобы его унести”. Благоприятный момент (кикай) очень трудно уловить. Для этого требуются внимание и старательность. Благоприятный момент – это хороший шанс легко овладеть ситуацией, обеспечить прочное удержание своих позиций и найти возможность для того, чтобы захватить противника врасплох».
Очень хорошо о кикай написал Со Д.:
«Кикай, или шанс в атаке и защите, – это чрезвычайно сложное, деликатное понятие, которое невозможно выразить ясно ни на письме, ни на словах. Поэтому я попробую немного прояснить путь постижения кикай.
Говорят, что в древности те, кто постигали сокровенные секреты кулачного искусства, могли, едва приняв боевую изготовку против противника, оценить уровень его технического мастерства и даже работу его сознания, мгновенно принять соответствующие меры и одержать победу. Однако на такое способны только те, кого называют «мэйдзин» («совершенный мастер») или «тацудзин» («знаток», «эксперт»). Простой же человек этого не может даже сымитировать. Поэтому для начинающих важно в ударах руками «цуки» знать благоприятные моменты, когда нужно наносить «цуки» и, пользуясь ими, проводить приемы»
.
Кикай, или благоприятный момент для атаки, может возникать естественно, в результате неудачных действий противника. Но опытный боец не станет дожидаться, когда противник сам раскроется, а будет сознательно создавать возможность для проведения своего приема. Сюкуминэ С. пишет:
«При применении противником приемов создавать «кикай» помогают сознание (букв, сердце – син), энергия (дух – ки), техника (ги), движение (до), заминка (сэй) и т.д., которые создают «дыры» в обороне противника и позволяют провести прием…
Бытует выражение: «верх завлекает, а низ отступает, низ принимает меры, а верх атакует», В этих словах заключен большой смысл».
Кикай – явление обоюдоострое, поскольку «кё» и «суки» могут возникать не только у противника, но и у самого бойца. На это стараются обратить внимание все мастера будзюцу и будо. Так Сюкуминэ С. пишет:
«Неподготовленность к обороне, ослабление внимания, отсутствие дзансин и потеря бдительности создают в вашей технике кикай, [которыми может воспользоваться противник для проведения своей атаки]… Если в твоей обороне есть кё и суки, возникнут затруднения в оценке дистанции, при неожиданных остановках противника, тело уже не движется так же свободно, как кисть в руках мастера».
Со Д. акцентирует внимание на том, сколь опасно атаковать противника, готового к обороне
«Поскольку неосмотрительно атаковать, несмотря на отсутствие кикай, значит напротив создавать суки в своей обороне и предоставить кикай для атаки противнику, на это нужно обращать пристальное внимание».
Каждый из трех мастеров, чьи работы использовались при написании данного материала .- Мураками С., Сюкуминэ С. и Со Д. – дает практические советы и выделяет некоторые основные виды суки и кё.
3 вида суки по Мураками Сададзи

Мураками С. выделяет 3 основные вида суки:

«В кэндо различают суки сознания (син-но суки), суки позиции (камаэ-но суки) и суки движения (доса-но суки), которые поражают или поражаются ударами.
Корень всех видов суки – в сознании. Если суки нет в сознании, суки не возникает ни в позиции, ни в движениях. Если человеку удастся устранить и бесформенное (мукэй) суки (син), и суки, имеющее форму (юкэй), он достигнет совершенства. Поэтому чрезвычайно важно исследовать эти три вида суки.
1. Син-но суки – «Дыра в сознании»
Сознание – это источник, дающий начало всякому движению, Когда сознание отсутству¬ет в каком-то месте, это называют «суки сознания».
Важно быть активным, полным энергии (кибун-га мититэ), чтобы внимание распростра¬нялось повсюду, от подошв стоп до волос на голове.
Если сконцентрировать все внимание на одной-единственной точке, упустишь из вида другие стороны, и если тебе туда нанесут удар, не сможешь ни уклониться, ни среагировать. Посему люди, которых называют святыми меча старины, постоянно упражняли сознание, тренировались, чтобы сознание охватывало все тело.
Если в сознании нет суки, становится более не нужной боевая изготовка (камаэ), имею¬щая форму (юкэйтэки). Человека, который достиг этого, называют «мэйдзин» – «совершен¬ый (великий) мастер».
2. Камаэ-но суки – «Дыра в боевой изготовке»
Боевая изготовка (камаэ) – это, так сказать, крепость, Совершенная боевая изготовка, подобно неприступной крепости, дает огромное преимущество по сравнению с противником.
Если принять правильную боевую изготовку с кончиком меча, устремленным в центр противника, со сбалансированным положением тела, обеспечивающую полную защиту всех частей тела от всех возможных ударов – мэн (рубящий по голове), котэ (рубящий по кисти), до (рассекающий по туловищу), цуки (укол), из которой можно защититься от любого приема, противник не сможет с легкостью нанести тебе удар.
Однако сколь совершенной бы ни была, по идее, имеющая форму боевая изготовка, ес¬ли она не сочетается с лишенной суки боевой изготовкой сознания (син-но камаэ), ее невоз¬можно использовать. Она будет как крепость, в которой нет ни одного человека.
3. Доса-но суки – «Дыра в движениях»
Чтобы не создавать суки в движениях необходимы сила энергии-ки (кирёку) и дзансин («остаточное сознание»)… Если, решив нанести удар, начать бить бездумно, противник сможет воспользоваться началом твоего движения. Если после удара не будет дзансин, удар нанесет противник, а не ты.
Важно исследовать суки в движениях в их связи с боевой инициативой (кисэн), дзансин, благоприятным моментом для удара (датоцу-но кикай) и т.д.»

8 видов кё и 5 видов суки по Сюкуминэ Сэйкэн

Сюкуминэ С. выделяет 8 видов кё и 5 видов суки:
«Применяя технику, очень важно выявлять кё – моменты уязвимости – и суки – «дыры» -в обороне противника и в своей собственной обороне…
Особенно важно обращать внимание на повторное возникновение кё и суки вследствие нерешительности после атаки.
Основной принцип состоит в том, чтобы поражать кё противника и защищать свои суки.
Атака восьми кё
1. Поражение кё, возникающей перед движением (додзэн-но кё)
Если противник собирается изменить позицию, он должен произвести перемещение. В этот момент у него возникает кё, поскольку его воля сконцентрирована на этом движении. Кроме того, он не может мгновенно принять новое положение, взгляд его еще не установил¬ся, и поэтому нетрудно поразить открытую часть его тела, поскольку противник не сможет оказать серьезного сопротивления.
Не сопротивляйтесь движениям противника, а используйте их.
2. Поражение кё, возникающей после движения (дого-но кё)
После того, как противник заканчивает движение, возникает «кё после движения». Это может произойти сразу же после окончания атаки или защиты противника, сразу же после его приближения или выхода с близкой дистанции, либо тогда, когда дыхание противника нарушено.
В этом случае противник слаб внутри и снаружи. В этом состоянии противник может пы¬таться скоординировать свои действия, и внимание его будет отвлечено. Этот момент нужно использовать,
3. Поражение «кё караги» («слабое мастерство»)
Когда движение противника завершается в неожиданных ситуациях, то непосредственно после этого возникает «кё караги». Это состояние неизбежно возникает в результате значи¬тельного разрыва между желаниями души и техникой, ибо как техника проистекает из со¬стояния души, так и состояние души проистекает из техники.
Это кё наиболее продолжительно по времени, и очень полезно держать его под контро¬лем.
4. Поражение «кё рассеянности» (хосин-но кё)
Бывают случаи, когда связанное с техникой внимание человека мгновенно рассеивается в результате возникновения каких-либо обстоятельств. При этом возникает «кё рассеянно¬сти»,
Обычно в это время человек не ожидает нападения, и сердце его спокойно.
Твоя душа должна как бы видеть человека насквозь и уметь подмечать кикай. Всякая атака в этот момент покажется противнику удивительной, невероятной.
Это кё надо поражать мгновенно, без подготовки и промедления.
5. Поражение «кё утраты равновесия» (хотай-но кё)
Момент, когда тело противника во время движения утрачивает равновесие, или он сбивается с ноги, представляет собой удобный случай для применения приемов, поскольку одновременно с телом равновесие утрачивает и дух. Сила тела и сила духа слабеют, и, на¬толкнувшись на препятствие, тело противника теряет равновесие, он останавливается, При этом следует обратить внимание на способ движения и «киай». Перед атакой – движение и «киай», после потери равновесия противником – применение приемов.
6. Поражение «кё дыхания» (кисоку-но кё)
Непосредственно перед тем, как противник сделает глубокий вдох, имеется удобный момент для применения техники. Когда человек дышит глубоко, применение техники требу¬ет большого искусства. Когда человек собирается сделать глубокий вдох, тело его расслаб¬ляется, и этот момент благоприятен для применения техники.
Помни, что твое тело в подобные моменты также может быть поражено противником.
7. Поражение «кё сомнения» (гиваку-но кё)
В момент, когда противник пребывает в сомнениях, возникает удобный момент для применения техники.
Своему чувству противник постарается противопоставить свою технику и концентрацию внимания. Такое противопоставление можно использовать, для чего нужно сымитировать какую-либо атаку, на которую бы противник бурно прореагировал, после чего можно атако¬вать любую часть его тела. Атаковать нужно мгновенно, не ослабляя внимания. Когда у про¬тивника появляются сомнения, он становится беззащитным.
8. Поражение «кё страха» (кёку-но кё)
Когда противник выказывает страх, его ки и форма нарушены. Это благоприятный мо¬мент для проведения решающей атаки. При этом противник осторожен и ощущает навис¬шую опасность, что нарушает в нем единство тела и техники.
В такие моменты особенно эффективны высокие прыжковые приемы. Но в то же время противник при этом очень опасен и может многое натворить. Поэтому будьте внимательны к «дырам» в своей обороне.
Пять «дыр» (суки) в обороне и их значение
1. «Суки сознания» (син-но суки)
Истина гласит: «Если различные формы тела как истинное бытие отражаются в созна¬нии (сердце – син), как в ясном зеркале, то сознание противника будет одурманено и введе¬но в заблуждение».
Отсутствие суки в энергии (ки) порождает отсутствие суки в сознании.
Чтобы не дать возникнуть суки в сознании, оно должно стать ясным зеркалом, в котором будут отражаться все движения и помыслы противника, и которое будет правильно предска¬зывать события.
2. «Суки энергии» (ки-но суки)
Говорят, что если наполнить воздухом нижнюю часть живота («тандэн») и правильно удерживать воздух, то не будет «вторжения».
Если дыхание нарушено, то образуется суки. Энергия (ки), сознание (син) и техника (ги) должны быть едины, причем энергия объединяет сознание и технику и ведет их, как ветер поднимает волну. Из этого и рождается мастерство высокого класса.
Однако удержание формы и энергии и использование лишь десятой части способов приводит к странностям, которые могут быть высмеяны, как, например, в случае с челове¬ком, исполняющим какое-либо ката в неподходящей ситуации.
Поэтому любое положение: динамическое или статическое, имеющее форму или бес¬форменное, – включает удержание воздуха в тандэне, что равносильно наполнению тела вселенской энергией и позволяет воспрепятствовать вторжению противника и контролиро¬вать его статику или динамику.
3. «Суки в технике» (вадза-но суки)
Говорят, что «если техника целесообразна, а ее изменения гармоничны и приспособле¬ны к ситуации, то противник будет обуздан».
Если техника неуправляемая, то образуется суки в обороне. Ранее уже говорилось о со¬ответствии технического мастерства ситуации и о рациональном и последовательном ис¬пользовании техники. Следует иметь ввиду, что при отсутствии правильной техники, напри¬мер, суки образуется вначале внутри нас, и лишь затем снаружи. И наоборот, лишь абсо¬лютная уверенность в себе помогает приобрести совершенную мастерскую технику.
4. «Суки положения [тела]» (тай-но суки)
Говорят, что «правильное и корректное положение успокаивает сознание».
Если пренебрегать корректным положением, то создается «дыра» в обороне.
Повседневная одежда, ее форма, покрой, чистота и опрятность, также как и опрятность тела оказывают огромное влияние на технику, хотя об этом, возможно, немногие догадыва¬ются. Это особенно относится к боевой изготовке (камаэ).
Дурная внешняя форма, так же, как и дурное высказывание о других, возможно, и пре¬следуют какую-то цель, но эта цель в первую очередь вредна для вас.
Дефектность одежды и непристойность поведения противника путем изменения его по¬ведения могут привести к образованию суки в его обороне, структура которой зависит от различных факторов.
В частности, внутреннее спокойствие и правильные внешние формы одежды приводят к твердости характера: «японский дух и китайская ученость – вот человек, достойный прожить жизнь».
В противном случае из эффективной изготовки (юко камаэ) может возникнуть неэффек¬тивная (муко камаэ).
5. «Суки в деяниях» (гё-но суки)
Если деяния сообразуются с моралью, то и на истинном Пути (До) и в повседневной жизни не будет ошибки. В противном же случае образуется суки.
Деяние, то есть выполнение техники и движений, обязательно должно быть праведным. Распутное поведение накладывает на человека дополнительное бремя.
Пренебрежение законами сковывает его мимику, нарушает согласованность его движе¬ний и создает очень большие затруднения в овладении высокой техникой.
Эффективная дистанция (юко маай) стремится в этом случае перейти в неэффективную (муко маай), тело не движется по установленным линиям, все это является результатом пренебрежения моралью».

5 видов кикай по Со Досин
Со Д. выделяет 5 основных видов суки:
«В каких же случаях можно говорить о благоприятном моменте для атаки (кикай)? Су¬ществуют разные случаи. Важнейшие их них следующие:
1. Когда в боевой изготовке (камаэ) противника имеется суки
Если в положении тела противника есть большая «дыра», даже начинающий сможет ее заметить и провести эффективную атаку.
2. Миг, когда противник собирается начать атаку
Мгновение, когда противник собирается атаковать и начинает подготовительные движе¬ния, его сознание отвлекается на это. Поэтому в его обороне образуется суки, Это один из благоприятных моментов для атаки, когда, используя эту особенность, показывают против¬нику ложную «завлекающую» суки в защите и, в свою очередь, дождавшись его раскрытия в мгновение, когда он соберется атаковать, проводят контратаку.
3. Мгновение, когда защитой удается расстроить прием противника и вывести его из равновесия
Мгновение, когда противник наносит удар рукой или ногой, но вы расстраиваете его прием с помощью отклоняющего или останавливающего блока и выводите его из равнове¬сия, – это кикай для победы в стиле «го-но сэн» (контратака после блока).
4. Момент, когда противник меняет боевую изготовку (тай-гамаэ)
Мгновение, когда противник, ощущая неудобство в выполнении техники или неподготовленность своей позиции, хочет ее переменить и начинает двигаться, является хорошим моментом для атаки.
5. Момент, когда противник закончил прием
Мгновение, когда противник завершает комбинационную атаку, проводимую в соответствии с определенным шаблоном и состоящую из двух или трех движений, непосредственно перед тем, как он перейдет в следующее положение, также является хорошим моментом для проведения атаки.
Существует и много других благоприятных ситуаций, но в целом кикай – это момент, который возникает и исчезает мгновенно: вот он есть, а вот нет, Кикай подобен мыльному пузырю, который надувается мгновенно и мгновенно же лопается, Для того чтобы эффективно атаковать и защищаться, уловив благоприятный момент, который живет одну секунду, не¬достаточно только знать теорию. Непременным условием этого является интуиция, которая обретается через многочисленные тренировки и накопление опыта».

Литература
1.Долин А.А., Попов Г.В. Кэмпо – традиция воинских искусств. Москва, 1990.
2.«Сунь-цзы» – в кн.: Конрад Н.И. Синология. М,, 1995, с. 7-304.
3.Мураками Сададзи. Кэндо нюмон (Введение в кэндо). Токио, 1959.
4.Со Досин. Сёриндзи-кэмпо кёхан (Учебник по Сёриндзи-кэмпо). Тадоцу, Сёрин-дзи, 1964.
5.Сюкуминэ Сэйкэн. Син каратэ-до кёхан (Учебник по новой школе каратэ-до). Токио, 1961.
(с)http://www.okinawa-karate.ru/spirit/82-suki-karate-kendo.html

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

© 2017 Московский клуб кендо Манэки-Нэко ·  Дизайн и техподдержка: Goodwinpress.ru